2 марта исполнилось 32 года с начала братоубийственного кровопролития и разделения бывшей МССР на правобережную Молдову и левобережное Приднестровье. Последствия конфликта влияют на позиции Кишинёва и Тирасполя в затянувшемся переговорном процессе, который идёт по инициативе и при участии России.
Противостоящая президенту Майе Санду оппозиция в парламенте выступила на днях с заявлением, где говорится, что сторонам вновь «необходимо сесть за стол переговоров для разработки исключительно мирного решения проблемы Приднестровья». Власти настроены иначе, вернее, как всегда. Во всём винят Россию, как «главного инициатора приднестровской войны». Попутно Санду заявила, что старт переговоров о вступлении Молдавии в ЕС даёт отличную возможность объединить два берега Днестра под юрисдикцией Кишинёва и… Брюсселя, разумеется. Если отбросить красивости публичной риторики, в сухом остатке мысль, что «российских миротворцев с берегов Днестра следует убрать».
Чтобы склонить власти ПМР к выдавливанию России, Кишинёв прибегнул к жёсткому экономическому давлению на Тирасполь, о чём «ЛГ» уже писала ранее. В ответ по инициативе Президента ПМР Вадима Красносельского 28 февраля в Тирасполе прошёл съезд депутатов всех уровней непризнанной республики. СМИ, признанные в РФ иноагентами (Медуза, Дождь, Настоящее время и т.п.), писали о якобы принятых на съезде обращениях к руководству РФ с просьбой о вхождении ПМР в состав России. Ничего подобного не было. Депутаты сосредоточились на мерах дипломатического противодействия блокаде и сплочении граждан перед лицом новых вызовов.
Вот что говорит министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев: «Россия у нас страна-гарант, обеспечивает миротворческую операцию. Наша просьба к России — это продолжать». Игнатьев напомнил: в Приднестровье проживают более 220 тысяч граждан РФ, тысячи являются российскими соотечественниками. «Все эти люди вправе рассчитывать на защиту их прав и интересов со стороны России. Но речь идёт исключительно о политико-дипломатических мерах реагирования», подчеркнул министр.
Никуда не делся американский Госдеп. Его представитель Мэттью Миллер сказал: «С учётом всё более агрессивной и дестабилизирующей роли России в Европе, мы очень пристально отслеживаем действия России и общую ситуацию в Приднестровье». Правда, оговорился Миллер, «мы продолжаем призывать Кишинёв и Тирасполь работать вместе и находить решения острых тем, вызывающих беспокойство для общин с обеих сторон Днестра». Что-что, а плести слова в Штатах умеют. Но им трудно верить. Ответ последовал со стороны башкана (главы) Гагаузии Евгении Гуцул по итогам её встречи 1 марта в Москве с председателем Совфеда РФ: «Мы с председателем Народного собрания автономии Дмитрием Константиновым встретились с… Валентиной Матвиенко, которая заверила нас: Москве также важно и ценно наше сотрудничество». Кстати, на сегодня соглашения о сотрудничестве с автономией имеют 10 регионов РФ (в их числе Санкт-Петербург, Подмосковье, Татарстан).
Пока башкан Гагаузии укрепляла экономические и общественные связи во имя людей, спикер Молдавского парламента ярый русофоб Игорь Гроссу встречался с руководителями агро-холдингов страны, пытаясь найти с ними общий язык. Увы. На деле в Молдавии продолжается рост цен на все энергоресурсы. Баки тракторов молдавских аграриев этой весной, скорее всего, будут, как минимум, полупустыми. А ждать помощи от Брюсселя с учётом происходящего в аграрном секторе ЕС, где протестуют фермеры разных стран, очень трудно.