Постсоветская эпоха не дала новых гениев ни в одной из сфер искусства – сейчас достойно реализуются (если есть возможность) те, кто, как художники, родились в СССР, «тоталитарный застой» был, как теперь стало ясно, куда более щедр на таланты, чем «демократический прорыв». Либеральные пропагандисты завистливо ненавидят советское прошлое ещё и за то, что его идеалы справедливости и служения Родине были в России творчески несравненно животворнее нынешней идеологии стяжательства и потребления…
Потому, наверное, всё чаще порочат и уродуют произведения искусств давнего и недавнего прошлого. Они в прямом смысле мешают жить новым хозяевам. «Золотыми масками» награждаются спектакли, где классические тексты оскорбительно перевираются, где добро становится злом, белое – чёрным, порок – добродетелью. Вместо исторических построек, источавших тепло и уют, появляются офисные комплексы, отталкивающие безвкусной помпезностью и мраморным презрением. Отечественные и международные кинофестивали поощряют исключительно постыдную, антироссийскую чернуху (сделанную, кстати, на государственные деньги). «Старые песни о главном», нагло их опошляя, исполняют несметные безголосые «поющие трусы». Национальные и религиозные святыни становятся объектом кощунственных атак со стороны многочисленных «запрещённых галеристов». Методом «весёленького раскрашивания» уничтожаются шедевры советского кино и телевидения, исключительно чёрной краской мажется история страны…
«Не следует давать имя искусства тому, что называется не так» – писал в конце жизни Александр Блок; мог ли кто-либо предположить, что в начале ХХI века «неискусство» будет не только называться искусством, но и тотально доминировать на полках книжных магазинов? «Формат» кино- и телеэкрана искусство исключает вообще. Если и пробивается на ТВ классика, то только в «современно окрашенном» виде. В последней экранизации «Преступления и наказания», к примеру, вымарано главное, из-за чего был написан роман, – покаяние героя.
Те, кто справедливо критиковал брежневскую эпоху, те, кто на самом деле хотел реформ, предполагали, что в «светлом будущем» сохранится всё хорошее, что было в социалистической системе, и прибавится то хорошее, что есть в капиталистической. Как мы были наивны! Пышным цветом цветёт как раз наиболее мерзкое из обеих систем. Но чем очевиднее провал либерально-рыночного проекта (в искусстве в том числе), тем бесстыднее перекрашивается прошлое и приукрашивается настоящее. Эта перманентная «культурная революция» ведёт не к модернизации, а в тупик, безысходность «чёрного квадрата».