Не принадлежу к числу ярых поклонников авангардной живописи, будь она современная или уже переведённая временем в категорию исторической достопримечательности. Хотя из всякого правила есть исключения, и иногда казавшаяся современникам скандально-новаторской картина совершенно заслуженно получает признание со стороны искусствоведов и публики. Недавняя программа «Чёрные дыры, белые пятна» на канале «Культура» напомнила о характерной примете искусства столетней давности – поиске путей, выводящих за пределы прямого восприятия живописи. Одной из тем передачи была теория художника Василия Кандинского, который не только делил цвета на тёплые и холодные, но старался найти соответствие между формой и цветом. Горизонтальная линия, по его мнению, является чёрной и тёплой, вертикальная – белой и холодной, диагональ – красной, серой или зелёной, прямой угол – красным; острый – жёлтым; тупой – голубым. «…зрение, разумеется, должно быть связано не только со вкусом, но и со всеми остальными органами чувств, – писал он. – Некоторые цвета могут производить впечатление чего-то неровного, колючего, в то время как другие могут восприниматься как что-то гладкое, бархатистое, так что их хочется погладить (тёмный ультрамарин, зелёная окись хрома, краплак)… Имеются такие краски, кажущиеся мягкими (краплак), и другие, которые всегда кажутся жёсткими (зелёный кобальт, зелёно-синяя окись), так что свежевыжатая из тюбика краска может быть принята за высохшую. Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиша; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». Такая вот, теперь уже старинная, попытка поверить алгеброй гармонию живописного искусства. А другой темой передачи была история совершенно замечательной школьной учительницы, которая была уверена: двойка за невыученный урок совсем не повод плохо относиться к ученику, отметка отметкой, но душевное тепло гораздо важнее.