О современных российско-американских отношениях часто говорят как о новом издании холодной войны. Множатся слухи о готовящейся «агрессии» России против Украины и даже войне с НАТО.
Её возможность не исключают серьёзные аналитики, СМИ разных стран публикуют карты мифического вторжения России на Украину, обсуждают, чем ответит НАТО. От таких новостей тревога охватывает даже тех, кто равнодушен к политике.
В связи с этим минувшие переговоры президентов России и США должны были бы снять напряжение. Возможно, они его и ослабили – «закрытый режим» переговоров позволяет только гадать о полном содержании встречи. Однако СМИ и в США, и в России акцентировали внимание на том, что В. Путин обозначил «красную линию» – недопущение вступления Украины в НАТО, а Д. Байден отверг возможность обсуждения «красных линий».
Нынешний декабрь – 30-летие распада СССР и его поражение в холодной войне – продолжает определять систему международных отношений. Нет сомнений, что у горбачёвского руководства была возможность уступить на куда более почётных условиях даже в обстановке рушащегося советского блока и глубокого кризиса в Советском Союзе. Условием вывода войск из Восточной Европы мог стать чётко зафиксированный принцип нерасширения НАТО. Мог – но не стал.
Зачем это вспоминать? Мы видим, как монополярный мир приводит ко всё большей нестабильности: число локальных войн и столкновений растёт. Конфликт на Украине – главный повод для состоявшихся переговоров – это и продолжение распада СССР, и его следствие. Переговоры президентов РФ и США ясно показали, что судьба Украины решается никак не в Киеве, а до мира на Донбассе очень далеко.
Стоит ли паниковать из-за холода в отношениях, самолётов и кораблей у границ и отказа от обсуждения «красных линий»? После вывода войск США из Афганистана и Ирака вполне ясно, что американский избиратель, которого вопросы внешней политики волнуют неизмеримо меньше, чем проблемы занятости, безопасности и здравоохранения, не одобрит новый серьёзный конфликт, не говоря о большой войне. Не случайно Байден прямо сказал, что США не будут воевать за Украину, а ограничатся некими невиданными доселе санкциями. Да и всё-таки пока у части правящего российского класса капиталы и интересы находятся на Западе, беспокойство преувеличено.
Между тем на фоне дипломатических игр и фэнтезийных карт российско-украинской войны почти незамечено знаковое событие: основателя «Викиликс» Джулиана Ассанжа британский суд постановил выдать США. Самый известный политзаключённый, который своими разоблачениями сделал для мира и безопасности куда больше, чем множество политиков, гниёт в тюрьме за то, что вытащил на свет грязные политические и военные секреты и побуждал к этому других.
Люди в тревоге и беспокойстве становятся уязвимы перед манипуляциями, а значит – легче управляемы. Поэтому главное, что следует сохранять, – способность к спокойному анализу и рациональной критике.
Сергей Соловьёв,
ведущий научный сотрудник факультета политологии МГУ