В конце октября, с опозданием на три года, в Астрахани открылся Театр оперы и балета. Подробный рассказ о его строительстве был опубликован в статье «Галоши для La Scala» («ЛГ», № 24). Что же после премьеры?
Губернские власти сделали всё, чтобы праздник удался. Три с лишним месяца назад театр был виртуально сдан премьер-министру Владимиру Путину. Полистав красочный альбом с фотографиями, тот сказал, слегка улыбнувшись: «Поздравляю, красиво, молодцы…»
Оно, конечно, при современных технологиях и из старухи Изергиль можно сделать Монику Белуччи, но в данном случае все красивости были представлены на фотографиях довольно точно. Это был плюс. Минусом же являлось то, что именно в те самые дни в Астрахани подводились итоги очередного тендера на сумму, превышающую 700 миллионов рублей, потребных для завершения работ. Что же в таком случае сдавалось премьеру и знал ли он об этих самых дополнительных семистах миллионах? Если только одни красивости, то за это можно было получить и по шапке от главного куратора стройки, но в тот раз пронесло…
Кстати, о красивостях. О них хорошо сказал на открытии отреставрированного Большого театра народный артист России Олег Табаков, отметив, что главное-то не в красивостях, а в том, к т о на сцене. Здесь, в Астрахани, на сцене был один из выдающихся дирижёров современности Валерий Гергиев со своим не менее выдающимся оркестром, что являлось плюсом. Минусом же было то, что и сам маэстро, и его оркестр, и многие зрители страдали от сквозняков, «прошедших» в театр без пригласительных билетов. Перед открытием сообщали, что астраханский театр является крупнейшим в Восточной Европе, и мы записали ему серьёзный плюс, но то, что сцена его на метр уступает сцене своего итальянского собрата, стало серьёзным минусом. Кабы ещё пару метров натянуть, мы бы говорили: «Это какая-такая La Scala? Которая в Милане? Тоже ничего, только тесноватая немного…»
Увы, надежды местных властей на то, что на открытие астраханского музтеатра, рекламируемого ранее не иначе как событие мирового значения, приедут первые лица государства, не оправдались. Не приехал даже министр культуры. На мой взгляд, именно в том, что вокруг нашенского La Scala было слишком много всякого рода м у т и, и есть причина показательного дистанцирования Москвы от астраханских музыкальных торжеств. То же самое, впрочем, произошло и с провальным 450-летним юбилеем Астрахани три года назад, когда мало что из намеченного удалось выполнить в срок.
Итак, Астраханский театр оперы и балета, на сооружение которого уже потрачено более четырёх миллиардов казённых рублей, не слишком торжественно, но открыт. Хочу пожелать ему долгой и счастливой жизни – физической и творческой. Однако не идёт из головы одна загадочная фраза, сказанная президентом России Дмитрием Медведевым, посетившим театр два месяца назад вместе с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Внимательно оглядев оформленный, как было ранее заявлено, в «итальянском» стиле интерьер, Дмитрий Анатольевич, по свидетельству одного из сопровождавших его лиц, сказал: «Хорошо здесь будет казахам…» Что тут оcтаётся думать? То ли большинство зрителей вместе с президентом недостаточно разбираются в «итальянском» стиле, то ли оформители в жаре и спешке перепутали итальянский колорит со среднеазиатским. Я лично вижу такой выход из этой весьма пикантной ситуации: перед началом каждого спектакля строго предупреждать любителей высокого жанра о недопустимости всякого рода сомнений в «итальянском» происхождении всего видимого и невидимого. Учитывая потрясающую акустику, эти громогласные объявления благоприятно скажутся на правильном восприятии астраханского La Scala…
, АСТРАХАНЬ