Оказывается, замечательные полотна можно обнаружить не только в галереях и выставочных залах, но и на чердаке собственной дачи. Вот тому подтверждение. В подмосковном Кратове лет двадцать тому назад некая семья приобрела небольшую «недвижимость». До чердака руки дошли в последнюю очередь. Там-то и обнаружился целый рулон старых холстов, в углу которых была подпись: Ольга Амосова-Бунак. Это имя владельцам дачи было не известно, но сами работы им понравились. Потому полотна натянули на подрамники и украсили ими стены.
В прошлом году, неожиданно узнав о готовящейся в московской галерее «Элизиум» выставке художницы, счастливые хозяева полотен связались с её устроителями. Как оказалось, среди картин, найденных в Кратове, – лучшие произведения О.Ф. Амосовой-Бунак, относящиеся к 1920-м годам: «Человек нового времени», «Композиция на апокалиптические темы», «Юность», «Пейзаж с церковью», «Сбор урожая».
Ольга Амосова была яркой, незаурядной личностью и обладала неповторимым художественным почерком. Юность художницы пришлась на эпоху Серебряного века, необычайно богатую на таланты, но ей удалось не затеряться среди выдающихся современников и найти своё место в искусстве. Она работала и выставлялась рядом с такими известными мастерами, как Н.К. Рерих, Н.И. Альтман, А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, многие из которых оказали на неё заметное влияние. Однако Амосова всегда умела отобрать в искусстве то, что близко складу её дарования, трансформируя внешние влияния в соответствии с собственным восприятием мира. Художница принадлежала к петербургскому неоклассическому направлению, была тесно связана с традициями «Мира искусства», не избежала в своём творчестве и воздействия левых течений.
1915 год открывает важный этап в творчестве Ольги Амосовой. Она устраивает свою первую и, как оказалось, единственную персональную выставку в залах Камероновой галереи в Царском селе. Там экспонировалось 260 произведений. Выставка вызвала благожелательные отклики в петербургской прессе.
С этого же времени начинается работа художницы в театре. В Петрограде она сотрудничает в качестве театрального декоратора с К.А. Марджановым и Н.Н. Евреиновым. Переехав спустя три года в Москву, Амосова продолжает интенсивно работать как художник-оформитель. Наиболее интересны её эскизы к спектаклю «Газ» по знаменитой пьесе драматурга-экспрессиониста Г. Кайзера, а также к постановкам А.Н. Островского, Ж.-Б. Мольера, В. Шекспира и А.Н. Толстого.
И всё же главным для Амосовой в эти годы остаётся живопись. Художница овладевает новыми темами и формами выразительности, стремится к большей масштабности сюжетов. В этот период окончательно складывается её собственный живописный стиль. Особый интерес представляет серия картин, созданных Амосовой по материалам экспедиции в Танну-Тувинскую республику. Это цикл больших живописных полотен – пейзажей и тематических картин, посвящённых местным обычаям и верованиям.
Однако судьба не благоволила к ней: её творческое наследие оказалось рассеянным, большинство живописных и графических работ, по-видимому, погибло вскоре после революции и в более поздние времена. В музеи попали лишь единичные произведения. Поэтому выставка, которая на днях откроется в галерее «Элизиум», представит современному зрителю редкую возможность увидеть в полной мере собрание произведений Ольги Амосовой-Бунак и по достоинству оценить их.