Конечно, кто же спорит, Арктика – край снегов. Низкие температуры, сильные ветры и метели, толстый снежный покров, лежащий круглый год и оттаивающий лишь на короткое время, – вот основные условия, определяющие жизнь на Севере. Долгая полярная ночь, когда только звёзды, луна да разноцветные полосы полярного сияния освещают бесконечные просторы, а солнца совсем не видно. И в короткое полярное лето с температурой чуть выше нуля, когда верхний слой почвы ненадолго успевает оттаять, на побережье расцветают скромные северные цветы – полярные маки, лютики, камнеломки.
Но не безжизненны эти края, нет! На скалистых побережьях Арктики коротким полярным летом шумят птичьи базары, где гнездятся морские птицы: кайры и гагарки, чайки. Белые медведи, моржи, тюлени, киты, котики, нерпа – главные обитатели арктической пустыни. А на побережье, в зоне тундры, – северный олень, песец, заяц-беляк, полярная сова, лемминги, волки. Растительность бедная из-за вечной мерзлоты. Здесь можно увидеть карликовую берёзу, полярную иву, лишайники.
Жители северного побережья России (поморы) – землепашцы и мореходы, охотники и плотогоны – издавна бороздили воды Белого и Баренцева морей, доходили до островов Шпицберген и Новой Земли, Карского моря и реки Обь, ведя пушную торговлю. Для них арктический ветер – злой недруг и добрый помощник. Грозный север приносил стужу, губил посевы, и он же, славный осенний сиверко, гнал рыбачьи лодки к родным берегам.
Русский путешественник Георгий Седов в 1912 г. снарядил первую русскую экспедицию к Северному полюсу на судне «Святой Фока». К сожалению, она не достигла цели, потому что не получила поддержки у царской власти и была плохо оснащена. Сам Георгий Седов, пытаясь достигнуть полюса на собачьих упряжках, погиб, однако он успел сделать много ценных открытий, которые потом были использованы другими учёными.
В 1912–1914 гг. Георгий Брусилов на судне «Святая Анна» тоже отправился к Северному полюсу. Эта экспедиция пропала, её судьба никому не известна.
Материалы этих двух экспедиций, рассказы друзей Седова и Брусилова легли в основу замечательного романа Вениамина Каверина «Два капитана», в котором один из главных героев, капитан Татаринов, на шхуне «Святая Мария» собирался из Архангельска пройти дрейфом вдоль северных берегов России. Его судьба сложилась трагично: он погиб, как и его прототипы.
Сам автор романа В. Каверин во время Великой Отечественной войны находился на Севере в тех самых местах, где довелось сражаться его герою, Сане Григорьеву, и где когда-то пролегала трасса полярной экспедиции капитана Татаринова.
Будучи военным корреспондентом, В. Каверин писал о боевых действиях наших моряков и лётчиков во время войны. Он увидел фантастическую природу Севера, её изрезанные дикие горы и синие ледники, удивительные полярные ночи и голубое, розовое снежное утро, встающее над Кольским проливом.
Поэт Николай Рубцов, прослуживший на Северном флоте четыре года и работавший на рыболовецком судне, тоже восхищался этим удивительным краем, где «свет над морем борется с тьмою, и пред ним отступает тьма!».
По мнению поэта, Арктика – это «край, не знающий печали, где плывут поля во все концы», «шторма вой и скрежет, ночные вахты моряков возле каменистых побережий с путеводным светом маяков», «край славы боевой». Героический край, привлекающий к себе внимание только смелых, решительных людей, в любую минуту готовых к борьбе с трудностями и суровым климатом.
Чтобы корабли могли пройти по Северному морскому пути за одно лето, нужно всё знать о погоде, о движении льдов, о морских течениях по всей Арктике. Для этого в 1937 г. четверо российских учёных впервые в истории высадились на дрейфующую льдину в районе Северного полюса под руководством Ивана Дмитриевича Папанина. Несмотря на жгучие морозы и вьюги, долгую полярную ночь папанинцы изучали природу суровой Арктики. В том же году три советских лётчика – В. Чкалов, Г. Байдуков и А. Беляков – совершили первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США.
Сегодня наши ледоколы проводят караваны кораблей России, Китая, Кореи через Северный морской путь в Европу не только летом, но и зимой. Ежегодно можно услышать о новых экспедициях к Северному полюсу на лыжах, собаках… Только смелым, отважным людям покоряются моря и океаны. Летопись боевой славы Арктики продолжается.
В последнее время мы часто слышим о большом климатическом потеплении. Как считают учёные, изменение климата на нашей планете грозит многим животным Арктики полным уничтожением или резким снижением численности. Особенно это касается белых медведей, которые обитают только здесь, на «макушке» Земли. Неужели их можно будет увидеть только в зоопарках или (что ещё хуже) на картинках с заголовком «Исчезнувшие виды животных»? Потепление ставит под угрозу существование и коренных народов Арктики, так как их пропитание и уклад жизни всецело зависят от растительного и животного мира этого сурового края.
Арктика богата нефтью и газом, но их добыча очень опасна для экологии этого материка. Если случится авария, то ликвидировать её последствия в условиях долгой полярной ночи, многочисленных штормов, с многометровым льдом будет сложно.
Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Так, отставной адмирал американской службы береговой охраны Роджер Руф сказал: «Разлившаяся нефть бесповоротно загрязняет воду. Нигде в мире не удаётся очистить поражённую воду более чем на три, пять или десять процентов, а тем более во льдах».
Смертельно опасна нефть для водных организмов, обитающих в северных морях. Не меньшую опасность представляет и нефтяная плёнка на поверхности воды для морских птиц. Нефть уничтожает тонкую жировую плёнку на перьях. Вода легко пропитывает оперение, птицы замерзают и гибнут. Даже небольшое попадание нефти на птичье яйцо приводит к гибели зародыша. И здесь на помощь приходят люди.
Недавно в нашей стране проходил международный форум «Арктика – территория диалога», на котором говорили об изучении и освоении этого края, обращая внимание на экологическую безопасность. В нём приняли участие президенты многих северных государств, чья жизнь связана с Арктикой. Выступал на нём и Президент РФ Владимир Путин.
Уже два года российские добровольцы очищают арктические острова от металлолома – бочек из-под горюче-смазочных материалов, старых проржавевших вездеходов, скопившихся там за многие предыдущие годы.
Чтобы не очерствели наши души, чтобы люди восхищались красотой Севера, давайте сохраним то, что даровано нам самой природой, которая учила человека могуществу.
Екатерина ПИСЬМЕННАЯ, 8-й класс, гимназия № 11, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ Московской области