Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Дискуссия

Крайняя слева в заднем ряду

01 января 2007

КНИЖНЫЙ      РЯД

Леонид Млечин. Фурцева. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 410 с.; 8 л. ил. – (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; вып. 1303). – 5000 экз.

Перед нами вышедшая в серии «ЖЗЛ» биография Екатерины Фурцевой – единственной женщины, как сказано в книге, сумевшей «занять постоянное место на мавзолее», то есть войти в ряды высшего руководства СССР. Правда, сразу следует оговориться – рассматриваемая книга не является биографией в классическом понимании этого слова.

«ЖЗЛ» за много лет приучила нас к мысли, что произведение подобного жанра должно опираться на определённый круг источников, как на трёх китов. Первый кит – это личный архив исследуемого лица и воспоминания родственников. Второй кит – воспоминания близких друзей, сокурсников, коллег и их архивы. Третий кит – воспоминания посторонних людей, пресса, кинохроника, исторические документы и т.д.

Конечно, троичную формулу удаётся соблюсти не всегда, но в случае с Фурцевой условия благоприятные. Со дня смерти прошло менее полувека. Живы родственники и те, кто не раз виделся с Екатериной Алексеевной лично. Почему же в данной книге формула не соблюдена? Из воспоминаний родственников есть только интервью, которое дочь Фурцевой, умершая в 2005 году, дала газете «Совершенно секретно». А почему не обратиться к внучке? Из близких друзей подробно цитируется только Нами Микоян. А почему Людмиле Зыкиной, ближайшей подруге Фурцевой, отведено всего несколько строк? Пусть известная певица скончалась в 2009 году, но она охотно рассказывала о своих дружеских связях для ТВ и печати. Опять же сохранились личные архивы.

С третьим китом всё в относительном порядке, но и здесь автор упустил одну хорошую возможность. Екатерина Фурцева, как министр культуры, много ездила по миру, давала интервью. Да, сбор информации требует много сил, но биографии – совсем не лёгкий жанр, нелёгкий в первую очередь для автора.

Причины отказа от долготрудной работы могут быть чисто субъективные. Например, семья и друзья исследуемого лица не хотят сотрудничать с биографом, с которым разошлись во мнениях. Но даже в таких информационных границах получится достойная книга, если говорить об общеизвестных событиях, представив их глазами Фурцевой. Но автор и этого не делает.

Остаётся загадкой, как выглядел город Вышний Волочёк, где будущая «женщина на мавзолее» провела первые 20 лет жизни. Также вскользь рассказывается о Крыме, Ленинграде, где Фурцева одно время жила. При этом очень много внимания уделяется событиям, не имеющим к ней прямого отношения. Например, автор на двенадцати страницах рассказывает, как в октябре 1941 года партийное начальство «драпало» из Москвы, попутно расхищая партийные кассы и угоняя служебные авто… В это время Фурцева находилась в Самаре.

В книге постоянно встречаются объёмистые отрывки текста и просторные документы, в которых Фурцева не упоминается ни разу. Зато рассказывается, например, как на банкете у Сталина пьяное партийное начальство кидалось помидорами в потолок. Фурцева, в то время занимавшая скромный пост в райкоме, не общалась с членами ЦК КПСС. Зачем дан эпизод? Автор поясняет, что она знала об этом по слухам и разговорам. Такой предлог используется довольно часто, и в результате биография превращается в сборник компромата на советских функционеров, причём зачастую на уровне анекдотов и слухов. Серьёзная попытка увидеть происходящее глазами Фурцевой предпринимается лишь однажды – когда рассказывается, как на XXII съезде партии «дорогую Екатерину Алексеевну» публично критиковал писатель Шолохов.

Ещё один путь, по которому можно выстроить интересную биографию, – подтвердить или опровергнуть наиболее распространённые мифы, связанные с изучаемым лицом. У Млечина и этого нет. Остаётся без ответа вопрос о глубинных причинах попытки самоубийства…

В общем, в данном труде нет главного – образа героини, зато в изобилии рассказы о совершенно других людях. Причём подаются они с совершенно однозначных идеологических позиций. О том, каковы позиции, и говорить не стоит – они слишком известны. Из огромной советской эпохи его интересуют лишь тёмные стороны. В результате перед нами грубо сработанный групповой портрет советских верхов в 1930–1970-х годах, где Екатерина Фурцева где-то крайняя слева в заднем ряду. Да и то не в фокусе.

Это не первый опыт автора в данной серии, посвящённый крупным деятелям советского времени. И все изготавливаются по одному рецепту – однобоко и на скорую руку. Ни о чём не задумываясь особо, ибо приговор автора заранее известен. Интересно, чем сей рецепт так приглянулся издательству?

Светлана ЛЫЖИНА

Обсудить в группе Telegram

Светлана Лыжина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Он то звонИт, то звОнит

    21.05.2025
  • Трудные роды

    18.05.2025
  • Печать бездарности

    22.02.2025
  • Сам на язык просится

    07.02.2025
  • Народ вправе знать

    11.11.2024
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
  • Сонетов много не бывает

    564 голосов
  • Провокация против немецкой славистики

    504 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Сердце и разум

    296 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS