Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Креативный пиар-контент в гламурном формате

01 января 2007

ЯЗЫК МОЙ – ВРАГ МОЙ

В недавнем прошлом язык радио и телевидения считался эталоном, нормой литературного произношения, лучшие дикторы всесоюзного вещания были народными артистами СССР. В наши свободные времена «свободная» журналистика как бурьян растёт, где хочет и как хочет, а точнее, там, где почва лучше «унавожена» деньгами. Ей наплевать на актуальность социальной тематики и культурные традиции народа. Нет никакого контроля над речью, многие программы льют на зрителей и слушателей такие потоки «либеральной фени», от которой уши иной раз не то что вянут, а засыхают.

Сказал какой-то пострел в первый раз «озвучить» – и пошло-поехало гулять это лихое словцо в безбрежном океане телерадиоэфира, да и на газетных полосах – тоже. С лёгкого языка современных вещателей термин, имеющий отношение к наложению звука на плёнку, начал употребляется в значении «сказал». Как цунами ворвался в наш язык «креатив», вытесняя прекрасное слово «творчество». А пахнущий большими деньгами «гламур»? Это словечко отражает целое направление в жёлтой прессе, является «лицом» показательно-буржуазного образа жизни, который так усердно пиарят СМИ. Слово «пиарят» я, как вы догадались, употребил специально, чтобы подобраться к нему именно в этом контексте (не путать с контентом!). От «связей с общественностью» к пропаганде, затем – к рекламе – одна дорожка – «пиар». Теперь без него СМИ вообще ни бодрствовать, ни спать нормально не могут.

Слово «контент» выскочило вообще как чёрт из табакерки. И стало отныне означать ни больше ни меньше как «содержание». А ведь это термин из социологии (методом контент-анализа формально изучается содержание).

Завоевал современную журналистику, да и вообще общественную жизнь «формат». Теперь защищать чистоту русского языка – неформат. Отстаивать культурное наследие великой русской литературы – неформат. Писать не для развлечения, а для души – неформат. Термин из радиовещания, он означает концепцию радиостанции, имеющую целый набор признаков. В речи же современных журналистов и подхвативших это словцо политиков и прочей околокультурной братии оно означает «рамки».

Особенно злоупотребляют модными словечками студенты. Читаю курсовые, дипломные работы будущих журналистов и диву даюсь, как же падки они до этого мусора. Вот уж действительно, знал бы где упасть, мусора подстелил.

Впрочем, многих уже состоявшихся журналистов тоже нисколько не беспокоит, что эти слова стали штампами, что они заметно обедняют речь. Более того, обедняют язык, наносят ему содержательный урон. Мы начинаем жить в каком-то извращённом речевом «формате», в котором не поощряется тяга к ярким, выразительным текстам. Усреднённость, формализация, примитивизация содержания либеральных СМИ требуют адекватной лексики. Его величество «контент» заменяет содержание. А ведь это не только смена слов, понятий, но и самого содержания, в котором всё активнее начинает доминировать пустое развлечение.

Если взглянуть глубже, то на «площадке» этих слов можно увидеть: идёт идеологическое наступление на национальную культуру, её языковые традиции, и всё вроде бы безобидно, привычно, фоном, всё происходит на наших с вами глазах. Обманчивая и коварная простота!

Владислав СМИРНОВ, доктор филологических наук, РОСТОВ-НА-ДОНУ

Обсудить в группе Telegram

Владислав Смирнов

Смирнов В. В. родился 6 декабря 1939 года в г. ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS