Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Кредо Юрия Назарова

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Юрий Назаров.
Только не о кино. – М.: Алгоритм, 2008. –352 с.

Историю советского кино без этого актёра представить трудно: на счету Юрия Назарова более полутора сотен картин, и большинство этих лент из разряда «флагманских». Не в каждой у него была главная роль, но, сколько бы минут ни длилась экранная жизнь его персонажа, возвращаясь из сумрака кинозала в повседневность, зритель уносил с собой… Что? Вроде однозначно и не ответишь. Но ответ обнаружился буквально в самом начале книги, в юношеских стихах, заканчивающихся такими строками: 

Только помни, что ты – живущий.
И дала тебе жизнь – Земля.
И себе её портить, а пуще
Всем другим – ну никак нельзя!


Вот эту энергетику и уносил с собой зритель, независимо от того, положительным был герой Назарова или отрицательным. Ею была заряжена каждая его роль. 

Записные книжки он вёл, можно сказать, всю сознательную жизнь. А когда впервые задумался о том, что можно уже и за книгу засесть, случайно (случайно ли?!) обнаружил памятку, написанную внуком, тогда первоклассником, для самого себя и озаглавленную «Для нас в старости…» Видимо, по ней сей юный отрок свои мемуары писать собирался, а дед возьми да и воспользуйся его «советами». Не оттого ли при чтении возникает ощущение, что писал эту книгу не умудрённый житейским опытом почтенный муж, а юноша, ещё не испытавший назначенных ему превратностей судьбы, с такой страстью и бескомпромиссностью она написана. 

Читать Назарова и удивительно легко, и невероятно сложно. Попадаешь на «дорожную зарисовку», и кажется, что тебя полноводный поток несёт меж крутых берегов, от открывающихся красот дух захватывает. Таких мастерских пейзажей в великой русской литературе не так уж и много. А когда переходишь к размышлениям на тему «Как было и как стало», ловишь себя на жгучем желании поспорить. Только с книгой-то какой спор? Да и с живым человеком спорить, что воду в ступе толочь – у каждого своя вера. Для Назарова в той мрачной эпохе света было больше, чем тьмы. Он так и пишет: «Радости было много». А если о чём и жалеет, то только о том, что не всегда этой радостью было с кем поделиться. Для Юрия Назарова делиться всем, что имеешь, – естественное состояние души. Он вообще человек коммунистический, в том, изначальном значении этого слова, ведь по-латыни communis – это всего лишь «общий». 

В названии, выбранном Юрием Владимировичем для своей книги, нет и тени кокетства. Она действительно не о кино, хотя есть в ней страницы и об «Андрее Рублёве», и о «Маленькой Вере». Однако любители актёрских баек о том, что было и главным образом чего не было на съёмках того или иного фильма, ничего интересного на этих страницах для себя не найдут. Ни единой строчки. Юрий Назаров считает себя «драчуном»: он всю жизнь безоглядно бросался в драку, защищая честь и достоинство, собственные ли, другого ли человека. Эта книга тоже своего рода «драка». За то, во что он свято верит. Книга очень честная, очень искренняя. И это наверняка оценят даже те, кто категорически не согласен с автором в оценке того, что было с нашей страной между 1917 и 1991 годами.

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS