Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Кремль 10 лет назад стал музыкальным

01 января 2007

СОБЫТИЕ

С 13 по 19 апреля в Оружейной палате Московского Кремля пройдёт 10-й юбилейный фестиваль «Кремль музыкальный». Этот смотр имеет заслуженную репутацию одного из самых значительных музыкальных событий в культурной жизни России, в том числе и благодаря тому, что его программы и состав участников всегда соответствуют тому замечательному месту, где он проходит, а именно одной из жемчужин Музеев Кремля – Оружейной палате.

Фестивалем бессменно руководит его основатель – народный артист СССР пианист Николай Петров.

Главная цель этого фестиваля – представить слушателям лучшие образцы русской и зарубежной музыкальной культуры, познакомить их с сокровищницами Московского Кремля и подтвердить, что, несмотря на все сложности, наша культура жива и составляет предмет нашей гордости.

В концертах фестиваля будут участвовать Российский академический камерный оркестр (художественный руководитель и дирижёр К. Орбелян), камерный оркестр Musica Viva (художественный руководитель А. Рудин, дирижёр А. Полищук), камерный оркестр «Эрмитаж» (художественный руководитель и дирижёр А. Уткин), израильский «Тель-Авивский квартет», мужской хор под управлением А. Гринденко, французский пианист Сипрен Катсарис, скрипач Дмитрий Коган, пианисты Никита Мндоянц и Александр Гиндин…

На вопросы «ЛГ» отвечает Николай ПЕТРОВ.


– Николай Арнольдович, в этом году фестиваль «Кремль музыкальный» проводится в десятый раз…

– Проводить этот фестиваль в Кремле, честно скажу, идея не моя. История такая: мой друг, искусствовед и телеведущий Святослав Бэлза, пригласил меня выступить в Оружейной палате (была такая серия концертов «Звёзды в Кремле»). Когда я туда пришёл и сел за этот чудесный рояль (там стоит Yamaha), Боже, я был в восхищении – какая акустика, какой звук, а главное – удивительная атмосфера! Вскоре после этого концерта администрация залов Московского Кремля предложила мне сделать такой музыкальный фестиваль. Вот и родился «Кремль музыкальный». Зал Оружейной палаты – благодарное помещение, полностью раскрывающее все возможности и инструмента, и голоса. Любая музыка там замечательно звучит, даже джаз. Если бы не телеканал «Культура», конечно же, этот фестиваль не имел бы никакого почти резонанса. Ведь в зале всего сто пятьдесят мест. А благодаря телевизионной трансляции его смогут увидеть миллионы зрителей.

– Может ли артистичность, художественная индивидуальность исполнителя слегка затмить то зеркало, в котором должен непременно отразиться композитор, автор сочинения?

– История знает случаи, когда публика после концертов Антона Рубинштейна, находясь под совершенно немыслимым впечатлением, как ей казалось, гениальной музыки, бежала к нотоиздателю Беляеву. Покупали эти ноты, садились за рояль, и выяснялось, что это очень убогая и, в общем-то, малоинтересная музыка. Настолько был силён тот имидж, который создавал этот великий пианист, это компенсировало очевидные недостатки сочинения.

Мой педагог Яков Израилевич Зак был этому сильно подвержен… Когда я предлагал ему сыграть какое-нибудь новое сочинение, он сразу говорил: «Нет, нет, нет»! – «А что такое?» – недоумевал я. Яков Израилевич продолжал: «Его в 1936 году сыграл Петри в Москве, так что больше это сочинение играть нельзя»!

– Вы стремитесь в своих учениках развивать индивидуальность?

– Я не могу придумывать на каждый урок новые рецепты! У каждой хозяйки есть свой рецепт приготовления борща. Если она каждый раз будет пробовать на гостях новый рецепт, то это будут помои… Я никогда не форсирую, я никогда не давлю на ученика, так же как и на партнёра. Я не хочу никому навязывать своё видение того или иного сочинения. В этом отношении для меня был примером Евгений Фёдорович Светланов. Это был совершенно гениальный партнёр, который никогда, даже если он играл с очень молодыми музыкантами, не навязывал своё мнение, свою концепцию. А вот Кирилл Петрович Кондрашин, он был чрезвычайно настойчив и очень часто на концерте всё-таки брал свой темп. Самый яркий пример – это выступление молоденького Жени Кисина и Герберта фон Караяна с 1-м концертом Чайковского. Концерт звучит сорок пять минут (вместо тридцати пяти). Женя что-то пытается сдвинуть, а тот его прессингует, я думаю, за счёт значимости своего имени.

– В программе вашего фестиваля Бах и Гендель, Гайдн и Моцарт, Мендельсон, Чайковский и Шостакович… Вы по-прежнему ярый сторонник привычной классики?

– К несчастью, главная мечта нынешних композиторов, чтобы после смерти их портреты были непременно между Шуманом и Брамсом. Не будет этого никогда в жизни, сколько он ни будет пыжиться, если только Господь Бог не одарил талантом Шостаковича! У меня есть такое определение понятия «композитор». Композитор – прямоходящее существо на двух ногах, носящее с собой портфель, набитый собственными сочинениями, которые он всучивает всем встречающимся на пути. И после этого настойчиво и невежливо звонит и интересуется, когда будет премьера.

– Но ведь это ваше, чисто субъективное восприятие современной музыки?

– Да, музыка наиболее субъективное из всех видов искусств. Я думал, например, почему Сталин музыкантов-то почти не трогал? Вот Дмитрий Дмитриевич Шостакович, который получал по полной программе за «сумбур вместо музыки», получал и Сталинские премии. А потому что музыка – её нет, она эфемерна. У художника – творчество остаётся на холсте, у режиссёра – на киноленте, у писателя – на бумаге. А человек сыграл сонату: один говорит – замечательно, а другой – что это ни в одни ворота не лезет. Кто прав?

– Русская литература – Гоголь, Толстой, Достоевский… Как бы вы продолжили этот список классиков?

– Я бы продолжил так: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков, Платонов; добавим сюда плеяду наших замечательных юмористов: Аверченко, Тэффи, Ильфа и Петрова, Зощенко… У меня очень обширная библиотека, это замечательная подборка. Сейчас, конечно, она потеряла всякую актуальность. Тогда я мог сесть лет на десять запросто. Когда всё это было запрещено, я многое привозил из-за границы, потея и дрожа от страха: Солженицын, Авторханов. В доме также всегда была замечательная иностранная библиотека. Сейчас я стал хуже видеть и читаю меньше. Честно говоря, читать всех этих новомодных Мураками и прочих тяжело. Когда я читаю, я хочу получать какое-то удовольствие, какую-то отдачу, а не продираться сквозь эти философские бредни.

Беседу вела Татьяна ЭСАУЛОВА

Обсудить в группе Telegram

Татьяна Эсаулова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Одностишия

    01.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS