Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Кремниевая долина вырастает из культуры

01 января 2007

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

1 июля в Москве состоится первый Московский форум с участием известных деятелей в различных сферах и областях культуры, мыслителей России и ряда других стран мира. Он будет проведён на базе Московского государственного университета культуры и искусств. Его тема: «Культура как стратегический ресурс России в ХХI веке».

Организатор форума – известный государственный деятель, дипломат и ректор университета Рамазан АБДУЛАТИПОВ.

– В 2009 году вы возглавили Московский государственный университет культуры и искусств. Для многих, знающих вас как крупного государственного политика, дипломата, эта информация оказалась неожиданной. Как вы сами оцениваете такой «вираж судьбы»?

– Действительно, для кого-то это стало неожиданностью. Но для меня такое развитие биографии было ожидаемо. Всю жизнь я был тесно связан со сферой образования. Учился в аспирантуре Ленинградского государственного университета. Затем в течение 8 лет работал доцентом, заведующим кафедры философии в Мурманском высшем инженерном морском училище. В 1985 году защитил докторскую диссертацию по теме «Духовно-нравственные основы развития национальных отношений».

С переходом в большую политику я не прекращал свою образовательную деятельность. Например, был одним из организаторов создания кафедры национально-конфедеративных отношений в Академии государственной службы при Президенте РФ. Сегодня эта кафедра подготовила множество специалистов для решения сложнейших вопросов в этой сфере нашего общества.

Но если раньше я сочетал образовательную деятельность с другими видами, то сегодня она стала для меня основополагающей. Если взять мировую практику, то для политика лучшим завершением его государственной деятельности является переход в учебное заведение. Чтобы он мог передать свой опыт, мог спокойно оглянуться назад и ещё раз осмыслить, как развивалась страна, помочь молодым людям осознать своё отечество.

Работа в Московском государственном университете культуры и искусств сегодня для меня представляется особенно важной. С моей точки зрения, в основе всех провозглашённых и скрытых кризисов нашего общества находится кризис культуры. Это и кризис сознания, и культурной идентичности.

Я бы согласился с тем высказыванием, что неожиданностью стал мой переход на дипломатическую службу. Но что касается культуры, творчества – это для меня естественный процесс. Я член Союза писателей, иногда пытаюсь писать музыку, пробую себя в живописи, играю на музыкальных инструментах…

– Незадолго до вашего избрания ректором министром культуры России был назначен другой дипломат – наш посол во Франции Александр Авдеев. Вы усматриваете тенденцию в кадровой политике или это совпадение?

– Как в Советском Союзе, так и в России Александр Алексеевич Авдеев был известен не только как кадровый дипломат, но и как интеллектуал высочайшего уровня. Его роль в культурной жизни нашей страны трудно переоценить.

Я встречался во Франции с известными художниками, музыкантами, которые с ним тесно общались. У них самые прекрасные отзывы об этом человеке. Я общался с писателями из Болгарии, где до этого Александр Авдеев был также послом. И в этой стране его деятельность в большой степени была связана с культурным сотрудничеством.

Можно продолжить эту культурную цепочку. Не так давно было создано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Руководство агентством возложено на известного дипломата, до недавних пор – нашего посла в Республике Узбекистан Фарита Мубаракшевича Мухаметшина.

Кстати, именно Авдеев и Мухаметшин активно поддержали инициативу нашего университета о создании кафедры международного культурного сотрудничества с подготовкой специалистов по соответствующей специальности. Есть острая необходимость в подготовке таких специалистов. Достаточно сказать, что на сегодняшний день в 72 зарубежных странах действуют 53 российских центра науки и культуры и 26 представительств Россотрудничества.

Я считаю, что для того чтобы заниматься решением вопросов в сфере культуры, не обязательно быть выдающимся исполнителем в той или иной разновидности творчества. Культура – это опыт социального бытия людей.

Иногда у нас путают искусство с культурой, а это разные понятия. Известнейший культуролог и социолог Питирим Сорокин считал культуру опытом социального творчества. Это обустройство своей жизни, семьи, всего общества. В основе всех процессов лежит культура. Как и любая сфера имеет свою культуру – дипломатическую, экономическую, корпоративную и прочие.

– По вашей инициативе 1 июля состоится Московский форум под амбициозным названием «Культура как стратегический ресурс России в ХХI веке». Предполагается выступление министра культуры России Александра Авдеева. Почему возникла идея проведения такого форума?

– Вы правильно обратили внимание на то, что я – новый человек в сфере культуры. Приступив к новой работе, я стал задавать себе и другим разные вопросы.

О какой культуре сегодня идёт речь? О культуре Киевской Руси, времени Ивана Грозного, царского самодержавия или советского периода? Какова в этом процессе доля традиционной русской культуры, её соотношение с культурами других народов России?

И наконец, главное! Какая культурная политика нужна нынешней России, чтобы обеспечить свои перспективы в XXI веке? Для какой культуры мы готовим кадры? К сожалению, ни от кого из моих собеседников я ответов не получил – ни от учёных, ни от творческих личностей, ни от государственных деятелей. Поэтому можно сказать, что этот форум мы организовали, чтобы ответить на свои же вопросы.

Нам надо вместе собраться и попытаться разрешить наши сомнения и вопросы. Мне хотелось бы, чтобы Московский форум культуры был постоянно действующим, ежегодным. Но вместе с тем нам надо избежать «дежурных» выступлений. Это не должно быть мероприятие «для галочки». Поэтому на повестке дня одна тема – «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке». Эта тема обсуждения едина для всех – от министра и Кобзона до профессора и аспиранта.

– Но если следовать вашей формуле: «культура – это стратегический ресурс», то почему она находится на «остаточном принципе» финансирования? Ведь со стратегическими объектами так не поступают.

– Когда мы говорим о финансовом кризисе или даже развале Советского Союза, то по большому счёту это результат кризиса культуры, кризиса миропонимания. Это кризис духовных идеалов, ценностей. Мы ушли от советских идеалов, полностью их формализовали, а новых идеалов не предложили. И без культурной, духовной основы государство развалилось.

Посмотрите, какая сложилась ситуация. Сегодня место культуры в обществе и саму её суть определяют не министр культуры, а министры финансов и экономики. Следствием такой ситуации является отсутствие, в частности, экономической, инновационной культуры. Данные министры рассматривают культуру лишь как некий элемент в своих расчётах, который можно либо не финансировать, либо это делать по остаточному принципу. Хотя, по-моему, определяющим и успешным условием развития экономики страны является именно культура.

Сегодня стало модным говорить об инновациях и модернизации. Но какая может быть создана инновационная культура XXI века, если в нашей стране по многим формам жизнедеятельности до сих пор присутствует феодальная культура – в том числе зачастую в государственном управлении.

Технологическая, информационная и иная культура современного общества должны идти за духовной культурой, которая освещает дорогу, просвещает людей на этом пути.

Мы хотим построить Сколково, создать Кремниевую долину. Наверное, это произойдёт. И в Советском Союзе могли реализовать отдельные проекты. Но пока в основе развития общества не будет находиться культура, мы не добьёмся концептуального развития. Поэтому, когда мне говорят о Сколкове, я своим собеседникам предлагаю встречный тезис. В центре этого научного городка должно находиться здание Московского государственного университета культуры и искусств!

– Какой Абдулатипов преобладает в таком предложении: ректор, философ или гражданин?

– Поскольку я привык мыслить масштабными категориями, то в этих словах преобладает позиция государственного деятеля и гражданина. И наконец, это позиция ректора – человека, который приобщился к этой важной сфере жизнедеятельности человеческого общества.

Культура – это то, с чего всё начинается. И это то, что остаётся после всего. Если мы не заявим о культуре как о стратегии развития, то далее определиться с экономической, технологической стратегией, определиться со стратегией развития человеческого общества будет невозможно.

Кризис культуры проявляется также и в том, что прежде всего уничтожается русская культура. Массовая культура стала синонимом массового разврата и массового насилия, которое пропагандируется по центральным каналам телевидения.

Почему сегодня наше общество озлоблено? Почему в нашем обществе процветают взятки? Почему в нашем обществе человек ощущает себя беззащитным? Для устранения этих «почему» должна быть первоначально создана культурная среда, которая отторгала бы всё это и вместе с тем инициировала бы создание «родников» добра, красоты и любви.

– Говоря о культуре, мы не можем не говорить о состоянии вузов культуры. Какие проблемы в подготовке специалистов в этой области вы считаете главными?

– Для нового руководства Московского государственного университета культуры и искусств важно видеть, как меняется ситуация. Нужна критическая и перспективная оценка. Когда я пришёл, то столкнулся с тяжёлой ситуацией в нашем университете. Фактически на кафедрах отсутствовала наука, не было хоздоговорных работ. И это при том, что в университете работает много выдающихся учёных, с именами которых связаны культурологические школы или школы социокультурной деятельности, исполнительского мастерства.

То, с чем мне пришлось столкнуться в нашем университете, это, к сожалению, не единичная ситуация. Надо откровенно признать, что в отсутствие развивающейся вузовской науки многие институты превратились в лучшем случае в техникумы. Вузовская наука должна быть востребована со стороны различных компаний, корпораций, организаций. Вуз должен быть инициатором исследований перспективных направлений.

За прошедший год я побывал во многих центрах культуры. Общаясь с людьми, пришёл к выводу: в некоторых учреждениях культуры не знают, чем заниматься, какие идеи должны пропагандировать. Они поставлены перед задачей зарабатывания денег.

Между тем разговор о модернизации, инновации подразумевает приход профессионалов нового качества. В стране созданы сотни богатейших компаний. Но какая из них мне заказала, к примеру, подготовить библиотекаря или менеджера социокультурной деятельности?

На сегодняшний день ситуация в нашем университете изменилась. Была поставлена задача – вернуть к научной, творческой жизни кафедры и университет в целом. Сделать так, чтобы в своей научной деятельности институт был тесно связан с Министерством культуры Российской Федерации. Поэтому тематику форума следует рассматривать как заказ университету со стороны министерства – нашего учредителя.

Для нас этот форум культуры является в том числе неким итогом работы, которая велась в течение года. И конечно, это перспективный проект, ибо мы – страна великой культуры, уникальных духовных традиций. Важно, чтобы культура стала основой социального бытия россиян.

Беседу вёл Равиль ЗАРИПОВ

Обсудить в группе Telegram

Равиль Зарипов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS