Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 сентября 2018 г.
  4. № 39 (6660) (26.09.2018)
Литература Человек

Крепость веры

25 сентября 2018

Донской монастырь выделяется в ряду других. В названии обители присутствует приволье Дона, запах степных трав и колокольный звон и то, над чем не властно время и что трудно передать словами.

С наместником монастыря владыкой Парамоном (на фото) мы беседовали полтора часа. Веру в Бога он впитал с материнским молоком, и было в этом что-то основательное, как в укладе самого монастыря.


– Владыка Парамон, позвольте привести перед беседой отрывок из стихотворения?

– Пожалуйста.

– В ХХ веке Максимилиан Волошин словно из гранита вылил строки:

    Всё ль как прежде сияет – несглазена

    Православных церквей лепота?

    Проклинают ли Стеньку в них Разина

    В воскресенье, в начале поста?

Как бы вы ответили, спустя сто лет, известному поэту?

– Это образное выражение поэта. Церковь никого не проклинает. Анафема – это не проклятие. Предать анафеме – значит отдать на суд Божий.

Первое воскресенье Великого поста, о котором как раз говорит Максимилиан Волошин, – это Торжество Православия, когда произносится анафема.

– Но анафеме кого-то предают?

– Еретиков, никого не называя по­имённо.

– От себя уже спрошу: не оскудела вера православная?

– Православная вера составляет национальную самобытность нашего народа. Десятки лет выколачивали из людей традиции, выкорчёвывали веру из души. Сегодня вера возрождается. Я вижу изменения. В 90-х годах приходили в храм только пожилые, в лучшем случае люди среднего возраста. Сегодня я наблюдаю среди прихожан преобладание людей среднего возраста и молодёжи. Соотношение заметно поменялось.

– Вас назначили наместником монастыря шесть лет назад. Вы довольны своим положением?

– Вы знаете, я живу по простому принципу. Монашество в жизни выбираешь один раз, а всё остальное – это послушания, которые стараюсь добросовестно и честно выполнять.

– У вас усталые глаза, и мне даже неудобно перед вами...

– Да, я действительно устал.

– Время для молитвы остаётся?

– Без молитвы в монастыре человек не сможет жить. Молитва – это основа для духовного подвига монаха. Вокруг неё и формируется вся монастырская жизнь.

– Вы приняли монашеский постриг совсем молодым человеком. Вам было всего 20 лет. Что определило выбор?

– Любовь к Богу! Я вырос в верующей семье и храм Божий посещал с детства.

– Ваши родители живы?

– Слава Богу, да.

– Как зовут ваших родителей?

– Михаил Степанович и Феврония Васильевна. Они живут в Закарпатской области и не хотят никуда переезжать. Отцу сейчас 83 года, но он до сих пор, когда здоровье позволяет, ходит в храм и на клиросе поёт.

– Вы сразу после школы поступили в семинарию?

– Да, сразу после школы поехал в Сергиев Посад и поступил учиться в семинарию.

– Сколько насельников в Донском монастыре?

– Тридцать человек, включая послушников, которые только готовятся к принятию пострига и поступлению в братию.

– История создания монастыря? Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Донская обитель основана царём Федором Иоанновичем, сыном Иоанна Грозного, человеком благочестивым, верующим. Он был прямой противоположностью своему отцу, больше полагался на Бога, чем на силу оружия, и в его царствование Россия жила практически без войн.

В 1591 году на том месте, где сейчас находится Донской монастырь, был разбит полевой лагерь. Ждали нашествия крымского хана Казы-Гирея. После крестного хода во главе с патриархом Иовом, первым патриархом на Руси, икону Донской Божией Матери принесли в походную церковь. Перед этой иконой царь Фёдор Иоаннович молил пречистую Богородицу, чтобы Она заступилась за Первопрестольный град. Москву было некому оборонять, потому что основные силы были отправлены в поход на север.

Царь молился несколько ночей, и однажды утром ему сообщили, что Казы-Гирей бежал вместе со всем своим войском.

Царь это бегство связывал с заступничеством небесных сил. В память о чудесном избавлении в 1591 году велел построить храм. Сейчас его принято называть Малым Донским собором. Несколько позже, а именно в 1593 году, был основан Донской монастырь.

– У вас варят миро уже много лет, и кто-то даже в шутку говорил, что обитель ваша мироточит...

– С 1948 года по настоящее время в Малом Донском соборе варят миро для нужд всей Русской православной церкви и развозят его по всему миру. Всего на территории монастыря 11 храмов, практически все они действующие, за исключением одного, который находится сейчас на реставрации. Сам монастырь вернули Русской православной церкви в 1991 году. Обитель находилась в плачевном состоянии, и первое время приходилось просто латать дыры, даже не помышляя о реставрации, но Малый Донской собор передали РПЦ в 1948 году.

Произошло это при следующих обстоятельствах. Москва готовилась к проведению православного совещания и ждала делегации из разных стран. Американская делегация выразила желание посетить место захоронения патриарха Тихона, он был погребён в Малом соборе Донского монастыря до закрытия обители. Собор по распоряжению Сталина срочно отреставрировали и передали Церкви. Богослужения возобновились, и с тех пор здесь стали варить миро. Это особая смесь из растительных масел, душистых трав и благовонных смол.

Варят миро по мере необходимости. Делают это монахи, а освящает миро Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

До революции миро использовали для помазания царей «на царство», т.е. при возведении на трон. Сейчас оно используется во время крещения младенцев и для освящения престолов и церквей.

– Очень солнечно и символично получается, владыка Парамон. Младенец тоже, стало быть, после крещения возносится на трон. Спасибо за беседу.

Беседу вёл
Владимир Смирнов


ФАКТ

Некрополь чудом сохранился. В 1929 году при советской власти монастырь был закрыт, хотя насельников начали выселять ещё раньше. Здесь не совершались богослужения. На какое-то время тут обосновался Антирелигиозный музей, потом на базе монастыря создали Музей архитектуры. Благодаря этому сохранились и обитель, и некрополь, на территорию которого позднее начали перевозить древние надгробия из других монастырей.

Некрополь занимает больше четверти территории монастыря, и аналогов ему нет не то что в Москве, но и во всей России.

Уже в наши дни в некрополе были перезахоронены писатель И.С. Шмелёв, философ И.А. Ильин, вожди Белого движения А.И. Деникин и В.О. Каппель.

В 2008 году здесь обрёл вечный покой Александр Солженицын. Это было его желание.

Некрополь Донского монастыря – очень посещаемое место. На любое кладбище приходишь, что-то давит душу, а тут страха нет. Поэтому очень многие молодые мамы гуляют здесь с детскими колясками.

Тэги: Владимир Смирнов
Обсудить в группе Telegram

Владимир Смирнов

Смирнов Владимир Олегович, писатель, публицист,... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Многоликая Марина

    05.10.2022
  • Только факты

    21.09.2022
  • Земля под ногами горит

    31.08.2022
  • Соль земли

    31.08.2022
  • Сын плотника

    10.08.2022
  • Телеграмма Батьке

    80 голосов
  • «Если проиграем в Донбассе, начнётся распад нашей страны»

    69 голосов
  • Дорога скорби и подвига

    44 голосов
  • Неизвестное безумие

    36 голосов
  • Романс всея Руси

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS