Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Крепостной театр «контемпорари арта»

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Сельский клуб на буржуйской Рублёвке открывается выставкой марксиста Дмитрия Гутова

Михаил Сидлин (куратор выставки), Сергей Гридчин, Дмитрий Гутов на фоне Событие 1: Гутов
По причинам личного характера мне работа Гутова кажется более значительной, чем строительство картинных галерей. Поэтому я поставил его проект первым среди двух событий, для кого-то вполне равнозначных.

Просто я давно и с любовью слежу за творчеством Дмитрия. Просто он мне кажется тем художником, ради которого стоит создавать выставочный зал. Просто я всегда ожидаю от него чего-то необычного.

Интуиция не подвела: серия объёмных артефактов «Рисунки Рембрандта» Дмитрия Гутова превзошла самые оптимистичные ожидания.

Легкомысленный критик привык относить к традиционному искусству картины Шилова и Глазунова, тогда как «исторический бэкграунд» данных академистов не составляет и трёх веков. При этом Гутов отчего-то числится по разряду деятелей «контемпорари арта». На мой взгляд, здесь имеет место всего лишь «аберрация близости»: наиболее консервативными художниками сейчас являются антиподы – Дмитрий Гутов, творящий в рамках левого дискурса, и Алексей Беляев-Гинтовт, явно тяготеющий к дискурсу правому.

При этом Гутов, несомненно, архаичнее Беляева. За последним – Империя, Рим. За первым – доантичные практики Средиземноморья.

Казалось бы, ничего особенного в железных конструкциях «Рисунков Рембрандта» нет. Объёмное воплощение в металле известных графических листов. Всё так, если бы не одно «но»: Рембрандта в Гутове можно увидеть с единственной точки. Любой другой угол зрения не найдёт ничего, кроме хаоса.

И здесь мы подходим к главному. Традиция рассматривает в качестве произведения искусства лишь такое, которое включает в себя весь мир вместе с моментом его создания. Не сотворения, нет, а превращения хаоса в космос. Гутов идёт дальше. Он тонко чувствует итерационный процесс смертей-возрождений вселенной, поэтому ему под силу воссоздать тот неуловимый переходной момент, когда старый мир деградирует под напором энтропии, а новый ещё только планируется. Гутов фиксирует эту точку экстремума в чисто математическом смысле, а сам минимум рассматривает как вектор.

Оставим в стороне ползучий хаос Ньярлатотеп и создавших его Иных Богов. Античность оперировала разделением первичного, разъятием единого, разбиением Мирового Яйца, золотого яйца русской Курочки Рябы. Не больше.

Что делает Гутов? Он расчленяет рисунки Рембрандта на составляющие. Порождает Новый Хаос. Но такой, который содержит в себе порядок, гармонию. Нужно лишь суметь это увидеть. Художник заставляет нас искать, привлекает к соучастию, требует от нас качеств демиурга.

«Рисунки Рембрандта» в интерпретации Гутова воссоздают космогонию, а это настолько несовременно, что крючком парадокса цепляет даже отвыкших от мышления галеристов, кураторов и арт-дилеров. Видимо, эта бездумность и заставляет их относить художника к «современным». Что, конечно, неверно. Гутов во всех без исключения работах обращён в прошлое, но только в данном проекте его «прошлое» имеет качество «вечно длящегося настоящего» в дионисийском смысле, в смысле неиссякаемой «жизни, как чуда». Увянь, пошлая неоархаика «Хлебов» Осмоловского!

Сама техника Гутова груба до изящества. Бриколажные конструкции, собранные из строительного мусора, относят нас к Золотому веку, когда искусство не отделялось от жизни, но сама жизнь была непрерывным актом искусства.

Событие 2: Гридчин
Что привело Дмитрия Гутова к Сергею Гридчину, я не знаю. Однако думаю, что не ошибусь, если назову главным чувством симпатию во всех отношениях. Ибо сам Гридчин заявил, что его зал – продолжение его дома, значит, выставлять он будет лишь то, что ему, Сергею Гридчину, приятно.

Зал, отстроенный Гридчиным на своём участке, поражает размерами. Он раз в двенадцать больше собственно жилья семьи землевладельца. В нём будет удобно размещать всё что угодно – от графики и живописи до скульптуры и видеоарта. Вот только пойдёт ли туда народ, которому, собственно, и принадлежит искусство?

Начнём с географии. Не Москва, конечно. Рублёвка или что-то около того, в общем, Ильинское шоссе, село Дмитровское, улица Центральная, дом 23. Адрес даю специально: говорят, добраться до поместья Гридчина легко, вот и проверьте, пассажиры общественного транспорта.

Продолжим этнологией. Что есть незначительная московская публика, когда владелец выставочного зала ориентирован на соседей? Односельчан-огородников и односельчан-трудных-подростков. Как хотите, но я нахожу в данном жесте известный аристократизм: Гридчин поди не Мишель Обама, чтобы редиску возле Белого дома разводить, – он лучше на своём огороде Белый дом отстроит!

Закончим социологией. Станет ли «Выставочный зал Гридчина» мировым центром современного искусства? Думается, только если случится божественное вмешательство. Плохо, если не сбудется? Да нет, ничуть. Сергей Гридчин заявляет свою затею свободной от коммерческих интересов. Его галерея (неточный термин для зоны, свободной от торговли) продолжает традицию крепостных театров. Его цель – кроме просветительской деятельности ещё холить и лелеять плеяду крепостных художников. Не кривитесь брезгливо, сторонники буржуазных ценностей, дети свального греха свободы, равенства и братства, – это хорошо! Есть в жесте стиль, есть в жесте аристократизм.

Холопы на Руси издревле делились на обельных и рядовичей. В обельные продавались пожизненно. Так покупают ныне богатые галереи модных художников, делают их своими резидентами. Ряда подразумевала временные отношения. Так распределяют галеристы частные стипендии. Ничего нового не придумал здесь Гридчин, он просто отвёл второй этаж под кратковременное пребывание молодых дарований. Ну, чтобы творец смог немного пожить сладко и поработать несуетно.

Но и это не всё!

Богатый меценат берёт на себя роль сельсовета. На место древнего клуба с кино и Танцами По Субботам приходит изящное искусство, ориентированное не на то, что считается народным вкусом, а на то, что поддаётся проверке: на частный вкус владельца зала.

Посмотрим, конечно, что из этого выйдет, но вспомним, что высокое искусство всегда инициировалось аристократической культурой, тогда как народная всего лишь бездумно сохраняла символы, значение которых, увы, бывало ею забыто.

А если кто видит противоречие в союзе труда (Гутов) и капитала (Гридчин), то пусть вспомнит, кто числится в друзьях у парадокса!

Евгений МАЛИКОВ

 

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS