Владимир Казарезов. Крестьяне в произведениях русских писателей. – М.: Достоинство, 2012. – 416 с. – 1000 экз.
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Н. Некрасов
Крестьянство в литературу писатели русские вводили на свой страх и риск: судьбы Радищева и Новикова тому подтверждение. Здесь же и повод для гордости: в самую мрачную пору крепостничества идеи русской литературы были высоконравственны и прогрессивны. Представленный сборник статей, посвящённых теме крестьянства в творчестве русских писателей XVIII–XX веков, привлекает своей принадлежностью не к пыльному архиву, а к насущной проблематике жизни деревни; они суть художественное объяснение постепенного сползания её в яму, выбраться из которой весьма непросто.
Родившемуся в алтайском селе Владимиру Казарезову, который с начала 90-х годов участвует в фермерском движении и был вице-президентом АККОР, не составляет труда пристрастно разобрать на детали опусы подмастерьев соцреализма – Панфёрова, Николаевой, Бабаевского. В связи с этим он поднимает один из важнейших вопросов – проблему ответственности писателя за своё творчество, которое иногда вернее было бы назвать пропагандой. Казарезов уверен: «нынешним латифундистам, захватывающим за бесценок крестьянские земли», необходимо поучиться у классиков, ведь всё это уже было… Смотрите: Пушкин и Толстой предупреждали, Салтыков-Щедрин и Шолохов говорили, объясняет писатель. В поле его зрения попадают и менее известный «сельский хозяин и публицист» Энгельгардт со своим сборником «Из деревни», и не слишком жаловавший крестьян Глеб Успенский, и выдающиеся писатели-деревенщики: Белов, Астафьев, Распутин.
Книга хорошо проиллюстрирована. Монотонным способом составления она может напомнить хрестоматию, однако благодаря избранной острой теме превращается в цепочку улик, которые беспощадно подводят читателя к главному: современному положению русской деревни, которая ожидает своего описателя и защитника.
Понедельник 14 октября 2024