«Криминальная хроника человечества» (I–ХХI вв.): Истории о политических и уголовных преступлениях / Автор-составитель И. Джохадзе. – М.: Издательство «Октопус», 2007. – 384 с.
Вполне возможно, что среди россиян ещё остались мужественные люди, способные после просмотра новостей, документальных и телефильмов, сериалов и ежедневных газет читать и криминальную хронику всего человечества от первого до последнего века.
Специалистам (со стороны криминала и правопорядка) в таком «удовольствии» не откажешь, им важна каждая деталь. Но составитель-то рассчитывал явно не на них, ведь вся информация за двадцать один век человеческой истории уместилась на без малого четырёстах страницах и обращена к явно не блещущему любовью к системному анализу уму.
И. Джохадзе пошёл по пути наименьшего сопротивления и сделал развлекательную книгу, построив её по принципу «преступление на каждый день», описание которого занимает примерно полстраницы. Год, как известно, начинается
с 1 января. Кто-то перечтёт любимое стихотворение, написанное великим поэтом в этот день, а вот владельцы «Криминальной хроники» вынуждены будут, открыв этот своеобразный хроноскоп-календарь, узнать, что 1 января 1918 года «заговорщиками во главе с князем Дмитрием Шаховским обстрелян автомобиль Владимира Ленина на Симеоновском мосту в Петрограде. Швейцарский революционер Фриц Платтен, сидевший в авто рядом с вождём большевиков, пригнул голову Ленина и тем самым спас ему жизнь, однако сам получил ранение в руку. Нападавшие – офицеры царской армии, монархисты и черносотенцы, всего 12 человек – беспрепятственно скрылись с места покушения…» Второй и последний абзац – о том, как же в результате расплачивались за эту акцию все её участники (в том числе и спаситель Ленина). Стоило ли рассказывать об этом «преступлении» в книге с карикатурным изображением сыщика на обложке? Учитывая, что немалая часть населения нынешней России полноправно задастся вопросом: так кто тут на самом деле пострадавший, а кто преступник?
Кстати, и этот первый день календаря, и издание вообще лишено ссылок на исторические документы и глубокие исследования, что тоже обращает его в разряд развлекательной, но не серьёзной литературы.
Далее – каждый день по преступлению, а то и по три-четыре, выуженных из разных веков и отобранных неизвестно по какому принципу. Хотя нет, принцип могу предположить. Вероятно, с точки зрения составителя, именно такие описания преступлений – мимолётные, клиповые, поверхностные, ни к чему не обязывающие, но питающие воображение, жаждущие сенсаций и крови – нужны современному читателю.
Так что в следующие дни года искушённый читатель узнает, как пытали и казнили Степана Разина. Почему 20-летний японец, который убил и съел французскую студентку, потом стал процветающим бизнесменом и кинопродюсером. Как был убит герцог Генрих де Гиз. И ещё – некоторые версии гибели Моцарта. Подробности самоубийства Нерона. Имя первой жертвы Джека Потрошителя…
Непонятно, какое отношение к криминалу имеет информации о том, что «27 октября 1936 года – начало 132-дневной голодовки политзаключённых-троцкистов в воркутинских лагерях. Голодавшие требовали отделения политических от уголовников, установления восьмичасового рабочего дня, введения специального «политпайка»…»
Непонятно, к политическим или уголовным преступлениям автор отнёс «10 ноября 1917 года – день рождения милиции». Тем не менее всё это сосуществует в одном сборнике, равно как и описания преступлений, ставших основой литературных произведений или сценариев к художественным фильмам.
Если книга, изданная на хорошей бумаге, в неплохо оформленной обложке, грамотно написанная, не становится литературно-художественным явлением, то она автоматически превращается в симптом той или иной болезни общества.
Издание идеально рассчитано на потребности определённого круга читателей. С помощью этой книги можно отвлечься от своих проблем (в сравнении они покажутся крохотными), можно блеснуть эрудицией в компании, насытить своё воображение картинами убийств и человеческих страданий, разнообразить тусклую жизнь, понять, насколько может быть грешен человек вообще и насколько в сравнении с этим «вообще» грешен ты сам.
Вам нравится такая перспектива для чтения? Мне нет. Потому что всё это – за счёт человеческих страданий. Пусть и случившихся много веков назад. Ведь очень многие истории на свете не умещаются в размеры рекламы, клипа, перегона в метро. Как объяснить это тем, кто не любит докапываться до смысла, довольствуясь эсэмэс-сообщениями в обложке?