Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Критический модернизм

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Валерий Семеновский. Книга представлений: Пьесы. СПб.: Балтийские сезоны, 2009. – 320 с.: ил.

Есть пьесы для театра и пьесы для чтения. Последних в XXI столетии расплодилось у нас как-то особенно много. Произрастающие на территории резервации, именующей себя «новая драма», они могут быть замечательно талантливы с точки зрения качества литературного письма, но уделом их сценической жизни остаются лабораторные читки или в лучшем случае подвальные сцены и залы, где собираются «свои».

Драматургические сочинения, принадлежащие перу Валерия Семеновского, с одной стороны, являются вещами глубоко сценическими (поскольку в отличие от «новодрамовцев», в большинстве своём не знающих, не понимающих и не любящих живого театра, он – театральный критик со стажем – этот род искусства не только знает, любит и понимает, но и тонко чувствует), а с другой стороны, полностью оценить данные тексты по достоинству можно, вероятно, лишь по прочтении. Ибо прихотливая игра авторского ума, лихая перекличка культурных кодов, затейливая ассоциативная вязь, целый парад цитат, явных и потаённых, – всё это, вероятно, невозможно считать и воспринять в полной мере зрительским слухом, пускай даже в случае сугубо адекватного сценического воплощения. К слову сказать, пьесы Семеновского шли и идут в МХТ им. Чехова и в Театре-студии Табакова, на Литейном и в питерском же ТЮЗе, в «Эрмитаже» и в Центре Мейерхольда, а обращались к ним, в частности, такие разные и своеобычные режиссёры, как Николай Шейко, Олег Рыбкин, Валерий Фокин, Игорь Ларин, Григорий Козлов, Михаил Левитин…

Последний, кстати, некогда и «совратил» своего земляка-одессита, предложив ему на время отложить свой острый критический скальпель ради вязальных спиц драматурга, в чём честно сознаётся в послесловии к представляемой книге, озаглавленном коротко и недвусмысленно – «Дуэлянт».

Семеновский-драматург действительно способен быть колок и резок ровно так же, как и в первой своей профессии, он может даже иной раз бретёрствовать и проявлять дерзкую непочтительность по отношению к своим героям (они же у него все люди известнейшие и по большей части достойные – Антонен Арто и Всеволод Мейерхольд с Зинаидой Райх, Остап Бендер и Макар Девушкин с бесценной его Варенькой), но он, необходимо отдать должное, неизменно попадает «в конце посылки». И с тем же соединением эффектности и эффективности, что свойственны заглавному действующему лицу одной великой пьесы, создатель которой, взяв «за основу» судьбу некогда реально существовавшего человека (и одновременно в некотором смысле персонажа), блистательно переформатировал её театрально-драматургическим инструментарием, подарив сценическую жизнь вечную.

Семеновский создаёт не инсценировки и не драматургические жизнеописания, а вышивает собственный прихотливый узор по полотну классических произведений и выдающихся судеб. И делает это во всеоружии – с заразительным (одесским) юмором, с интеллектом и кругозором широко образованного человека и с абсолютно точным пониманием той важнейшей задачи театра, которая заключена в формуле: даже на материале былых эпох, чужих судеб необходимо методично и последовательно опрокидывать историю в современность. Говорить о дне сегодняшнем – о том, что раздражает, злит, болит и мучает.

Одним словом, обо всём том, что по традиции всегда составляло главный нерв отечественной драматургии.

А.В.

 

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS