Явление литературных блогов, породившее такие новые тренды массовой культуры, как «букблог», «буктьюб», «букток», с каждым годом набирает обороты как среди читателей, так и среди представителей профессионального сообщества, которое не может не обращать внимание на новых игроков книжного рынка. Влияние «лидеров мнений» на аудиторию сложно переоценить, ведь охваты некоторых авторских каналов достигают цифр, сравнимых с традиционными СМИ (а иногда и превалирующих). К примеру, блог Полины Парс «Читалочка» – 221 тыс. YouTube, 17 тыс. Telegram, 11 тыс. «ВК», то есть около 250 тыс. человек. В то же время тираж журнала «Отечественные записки», руководителем отдела критики которого был В.Г. Белинский, достиг к 1840-м годам 8 тыс. экземпляров, что побило рекорд того времени и поражает сравнением со статистикой XXI века.
Конечно, такой диссонанс вызывает биполярность мнений относительно профессионализма «новых критиков», которым больше не требуется ни высшее филологическое образование, ни классические институты СМИ, являющиеся неким мерилом наличия компетенций и таланта. Книжные блогеры создают собственные каналы, платформы имени себя, и главным критерием оценки выступает теперь голос народа. Примечательно, что в одной из нескольких престижных премий по книжному блогингу – «Блог-пост» финалистов определяло профессиональное жюри, а победителей – именно зрительское голосование, что отражает главную тенденцию данной сферы.
Секрет популярности книжных блогеров можно найти в том, как они сами позиционируют себя в названиях блогов и постах: «помогу полюбить книги», «влюбляю в чтение» или ещё короче – «книголюб». Именно эмоциональная привязка, максимально субъективное мнение и честность с аудиторией позволяют читателям доверять мнению того или иного человека. Разница с традиционным пониманием «критики» и «профессионального разбора» налицо. Задача литературного критика – сказать «это хорошо, а это плохо» (и обосновать почему), задача блогера – обозначить «это мне понравилось, а это нет». То есть критик даёт оценку с точки зрения глубокого анализа и истолкования произведения, опираясь на знания и интертекстуальность, в то время как блогеру достаточно высказывать мнения с точки зрения жизненного и читательского опыта.
Конечно, с обеих сторон есть исключения, и финалисты литературных премий это доказывают. Речь идёт именно о тенденции и том ключевом факторе ухода от так называемой академичности, который не является недостатком, а скорее выступает особенностью блогинга. Теперь уже важно не только «что» ты сказал, а «как» ты это сказал и вообще «кто ты». Поэтому харизма здесь играет бóльшую роль, нежели диплом о высшем образовании, а информация даже о классике (ах) преподносится легко и непринуждённо. Каждый блогер как бы говорит своей аудитории: «Я такой же, как ты, – при чтении этой книги я рыдал/скучал, и, значит, ты тоже так будешь». Это не учитель литературы или профессор филологии, а друг или подруга, с которыми можно разделить эмоции.
Проблемы могут наступать только в случае объявления блогера экспертом и носителем истины в последней инстанции. Однако ответственность за это лежит уже не на плечах высказывающих мнение, а на том, кто полностью ему доверился, вместо того чтобы прочитать книгу/другие рецензии и составить своё собственное суждение.
Интересно, что с развитием данной сферы чтение всё больше перестаёт быть индивидуальным опытом, а переходит в социальный формат, вершиной которого являются «книжные клубы». То есть книжный блогинг выполняет важную (особенно в XXI веке) функцию – объединение людей по интересам, коллаборирование, пусть и посредством сети Интернет. А как известно, среда не только плодотворная почва, но и одна из первейших необходимостей для развития.
Помимо этого, книжные блогеры выступают некими посредниками между «классикой» и «современностью», «вечным» и «настоящим», умело объединяя «золотой фонд литературы» и «новую классику» с последними тенденциями, будь то мемы, тренды, аудиодорожки или челленджи. Для нового поколения это является неким маркером, знаком того, что читать не только не скучно, но и модно, как и быть образованным, поддерживая интеллектуальную беседу пусть и на самом общем уровне.
Сам формат ведения блогов на различных платформах полностью соответствует скорости информационных потоков и перенасыщенности культурного поля. Максимально сжатая форма, передающая суть или один-два интересных факта, – пост длиной 1200 знаков, видео 10–15 минут, а иногда и до минуты. Задача блогера – зацепить, увлечь, а не рассказать всё или глубоко погрузиться вместе с читателями в материал (в отличие от критика, рецензии которого могут подчас быть больше самого произведения, например, при анализе поэтических текстов).
Поэтому книжные блогеры – явление, безусловно, важное и оказывающее влияние на литературную сферу через вклад в популяризацию чтения как такового. Сравнение с институтом критики здесь некорректно и, как видно по всему вышеперечисленному, приводит к единственному выводу: это две разные структуры, выполняющие разные задачи.
И конечно, обе нуждаются в поддержке. Причём не только грантовой/финансовой, но и в случае блогеров – легитимизации, т.е. признании со стороны профессионального сообщества. Отрадно, что в 2021/2022 г. в литературной премии для молодых писателей и поэтов имени А.С. Пушкина «Лицей» появилась номинация «Выбор книжных блогеров», в жюри которой в этом году вошли 14 лучших авторов литературных каналов. Общероссийских блогерских премий всегда было две: «_Литблог» (в рамках национальной литературной премии «Большая книга») и упомянутый ранее «Блог-пост». Однако последний принял решение временно приостановить деятельность в 2022 году. То есть фактически на всё многотысячное количество авторов книжного обзорного контента осталась только одна возможность получить статус и вознаграждение.
Поэтому вдвойне приятно видеть номинацию «Литературный блогер» в рамках Всероссийской литературной премии «Гипертекст» имени А. Чаковского, учреждённой «Литературной газетой». Тем более что призовой фонд (200 тысяч каждому из 5 победителей) не имеет аналогов.
Алина Савенко
Приём работ на премию «Гипертекст» открыт с 1 июня по 31 декабря 2022 года по электронному адресу: gipertext@lgz.ru.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Алина Савенко – поэт, культуртрегер/полуфиналист «Филатов Фест» 2022. Участница Всероссийской мастерской «Мир литературы. Новое поколение» от АСПИ, «Зимней школы поэтов», Всероссийского совещания СПР в Химках, студии издательства «СТиХИ», форума «Таврида 5.0» и фестиваля «Таврида Арт». Произведения публиковались в изданиях «Формаслов», «Дон», «Слово/Word».