19 декабря 2023 года исполнилось бы 90 лет Борису Михайловичу Поюровскому, выдающемуся театральному критику, историку театра, педагогу и просто уникальному человеку, с которым мне посчастливилось общаться на протяжении более 20 лет.
Одна из его статей о Сергее Образцове называлась «Человек, не позабывший своего детства». Слова, сказанные о великом кукольнике, отражают и сущность Бориса Михайловича, который был тем самым идеальным и искренним зрителем, каким может быть только ребенок. Он мог, не стесняясь катившихся по щекам слез, плакать от соприкосновения с настоящим искусством. Крайне деликатный в оценках, но всегда принципиальный, он служил для многих не только неким нравственным камертоном, на который хотелось равняться, но и примером редкой сейчас, честной, не ангажированной критики.
Слова своего учителя, литературоведа Юзефа Юзовского о том, что «критик начинается не с ругани, а с любви к актёру и театру» Поюровский считал творческим кредо до конца жизни. В 1982 году под его редакцией был издан двухтомник Юзовского «О театре и драме», а в 2004 году в Лаврушинском переулке появилась мемориальная доска, установки которой Б.М. добивался двадцать лет. И до сих пор она остается единственной на фасаде этого известного литературного дома, в котором жил Юзеф Ильич.
При всем спокойствии внешнего облика, Поюровский обладал необыкновенной творческой энергией. В начале 50-х годов прошлого века Борис Михайлович был одним из тех, кто стоял у истоков отечественного телевидения, принимал участие в создании популярных передач «У театральной афиши», «Внимание, включаем зрительный зал!», придумал двух забавных персонажей, которых звали Шустрик и Мямлик. Появляясь на телеэкране, они рассказывали детям сказки и попадали во всякие смешные ситуации. Эта трогательная пара просуществовала не один десяток лет, радуя несколько поколений юных зрителей.
Наделенный даром проницательного критика и пытливостью ученого, он стал живой энциклопедией российского театра. Статьи Поюровского печатались в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Огонек», «Современная драматургия», «Юность», газетах «Правда», «Известия», «Литературной газете» и многих других. Близкие друзья Бориса Михайловича знали, что его телефон был занят почти круглосуточно. Звонили артисты, режиссеры, драматурги, завлиты, художники и просто обычные люди. И каждому из них Б.М. стремился уделить внимание, помочь не только словом, но и делом. Однажды ему предложили бесплатно провести в квартире дополнительный номер, но он как настоящий филантроп, отдал его ближайшему детскому саду. Для меня до сих пор остается загадкой, как при том, что телефонные разговоры занимали огромную часть его жизни, он успевал смотреть спектакли и оставить такое огромное театральное наследие.
Борис Михайлович с 1953 года принимал деятельное участие в работе ЦДА им. Яблочкиной, где подготовил и провел более 400 вечеров. С 1955 года в течение 17 лет работал лаборантом на кафедре актерского мастерства Школы-студии МХАТ и стал свидетелем становления многих будущих звезд Художественного театра, в 1964-1974 – помощником главного режиссера по литературной части Театра кукол под руководством Сергея Образцова, его правой рукой и негласным соавтором многих знаменитых спектаклей. В течение 25 лет был деканом, а позже ректором Народного театрального университета ДК ЗИЛ, который благодаря Б.М. стал местом притяжения московской интеллигенции. С 1998 года работал старшим сотрудником Театрального музея им. Бахрушина, являлся председателем попечительского совета музея-квартиры М.В. и М.А. Мироновых и А.С. Менакера и музея-квартиры В.Н. Плучека. При его активной поддержке был организован филиал Центральной Научной Библиотеки – «Квартира народных артистов СССР Б.М. Тенина и Л.П. Сухаревской. Личные собрания», в которых хранятся библиографические редкости.
Искренняя дружба связывала его со многими известными деятелями искусства. Однажды Б.М. рассказал историю о том, как неожиданно в Дом творчества «Актер» в Ялте на несколько часов приехал какой-то американский актер, которого «сверху» попросили окружить вниманием. На встречу с заезжей знаменитостью собрались Георгий Товстоногов, Евгений Лебедев, Ростислав Плятт, Мария Миронова и Александр Менакер, Светлана Немоляева, Александр Лазарев и многие другие. Когда выяснилось, что Поюровский является единственным представителем пишущей братии, американец с удивлением воскликнул: «Наверное, вы очень хороший человек, потому что критик среди артистов – это немыслимо!».
Борис Михайлович отличался великолепной памятью и досконально знал дело, которому служил. Друг детства и соавтор Александр Ширвиндт писал: «Его можно разбудить среди ночи, если телефон не занят, спросить, например, в каком году Плятт озвучил мультфильм «Кыська-брыська», и получить исчерпывающий ответ с фамилией режиссёра фильма и художника».
За свою долгую и плодотворную жизнь Поюровский как автор, редактор и составитель выпустил более ста книг о театре, которые определили пути развития театральной критики ХХ века. «Рассказы о том, как становятся кукольниками» выдержали пять изданий и были переведены на 14 языков, несколько раз переиздавался сборник воспоминаний «Андрей Миронов глазами друзей», ставший замечательным портретом одного из самых талантливых и любимых русских актеров. Эту серию продолжили похожие издания об Олеге Янковском и Александре Абдулове, авторские книги «Что осталось на трубе», «Записки неутомимого джентльмена», увесистый том рецензий и воспоминаний «Совершенно несекретно». Книга «Ты и я», посвященная любимой жене Ирине Чижовой, стала последней и, по его словам, главной книгой его жизни, творческим и человеческим подвигом. В ее название вынесены строки из древнеегипетского стихотворения XIV века до нашей эры в переводе Болотина. «Есть я и ты, Есть ты и я, И есть любовь, награда наша...». Их история любви с красавицей Ириной Чижовой, актрисой и мастером художественного слова, началась именно с этого стихотворения и продлилась почти полвека.
Уходил он тяжело, страдая от страшной болезни, но никогда не жаловался. Последними словами Б.М. были слова о театре, о прекрасных мгновениях, прожитых им в зрительном зале, близких друзьях – Леониде Харитонове и Михаиле Козакове, встречах с великими режиссерами и актерами, щедро дарованными ему судьбой. И еще он совсем по-детски сказал, что видел во сне Бога, который «похож на Карла Маркса». Незадолго до смерти он принял крещение под своим именем, мечтая в вечной жизни соединиться с любимой супругой. По желанию Б.М. я и лечащий врач его и Ирины, прекрасный терапевт и пульмонолог Максим Сергеевич Новиков, стали его крестными родителями. Надеюсь, что он сейчас рядом с той, которую боготворил. Он признавался, что в его жизни есть только две главные вещи «Театр и Ира». Мы же постараемся всегда помнить нашего дорогого Бориса Михайловича и пытаться соответствовать нравственным и творческим критериям его незаурядной личности.
Екатерина Амирханова