Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Кривовато зеркало

01 января 2007

ТЕЛЕДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Дмитрий КАРАЛИС

Социологи утверждают, что большинство зрителей верит телевизионной картинке, как своим личным наблюдениям, добытым в хождениях за правдой. Это моё: я подсмотрел в телевизионном зеркале, уцепил информацию, сделал выводы… А если зеркало кривое?

Голос за кадром вкрадчиво маркирует людей и расставляет акценты. Вот этот говорун из замка на реке Истре – непревзойдённый талант современной России. Тот поэт-фронтовик с подрагивающими руками – неудачник, восхвалявший победу сталинских винтиков-шпунтиков над здравым смыслом свободной торговли. А сей господин в тельняшке специально отпилил себе ноги, чтобы удачнее побираться в метро. И после этого хоть бейся головой об стенку, но большинство запомнит: говорун – талант, поэт – бездарь, а безногий в голубом берете – финансовый аферист подземки, сознательный членовредитель. В кривом зеркале самый благообразный гражданин будет выглядеть уродом. И наоборот.

Где герои страны? Да вот же они – телеведущие, хохмачи, шутники, пародисты, шпаго­глотатели, клоуны – у них вся правда. Господа Познер, Сванидзе, Галкин, Цекало, Иван Ургант… О последнем особо. Недавно по одному из каналов показали фильм под названием, кажется, «Божественные Урганты». Я смотрел его, что называется, назло себе, заранее не соглашаясь с названием. До этого видел Ивана Урганта в нескольких передачах – симпатичный мальчик, продолжающий семейную артистическую династию. Немного знаю его отца. Помню народную артистку Нину Ургант – в первую очередь по фильму «Белорусский вокзал»...

К чему этот гипертрофированный пафос? Вот Ваня в школе. Вот на дискотеке. Вот учительница вспоминает, как Ваня всегда собирал вокруг себя девочек и славно озорничал. Просто герой! Уникум! Его судьба – мечта всей российской молодёжи! Смотрите, затаив дыхание, Ване в рот и постигайте формулу успеха. Записывайте. Тренируйтесь. Пытайтесь повторить. У вас всё равно не получится, но как сладко верить, что ваш гонорар за один вечер может составить 80 тысяч долларов! Зачем учиться и летать в космос, охранять границу государства или строить корабли? Помните выдох 90-х: «Россия, ты одурела!» Как про сейчас сказано.

Героини Нины Ургант в советских фильмах – это героини. Но какого рода лирический герой представлен Иваном Ургантом? Мне могут посоветовать: расслабься, старина, не ищи глубины на мелком месте, обычное хохоталово и развлекалово не требуют высот духа… Ваня славный интеллигентный мальчик, что ты к нему прикопался!

Конферансье, клоун, телеведущий, хохмач, политик-эксцентрик, конечно же, могут быть любимцами страны. Только жалко страну, где поверят таким телевизионным героям. Кривое зеркало уродует не только плоть, но и дух народа.

В одном из интервью, опубликованных в «ЛГ», Даниил Гранин сетовал, что страна живёт без героев, стоят, дескать, пустые пьедесталы. Ан нет, в кривом зеркале телевизионные пьедесталы не пустуют. Более того, возможны перескоки с одного пьедестала на другой. Вот, например, Ксения Собчак! Героическая дочка героических родителей. Несколько лет её взращивали в программе «Дом-2», где она, в свою очередь, взращивала дебильное сознание молодых зрителей. На том пьедестале она смотрелась пэтэушницей, после бутылки портвейна переспавшей с физруком, головной болью для мамочки. И вдруг другой пьедестал – лидер оппозиции и светская львица в одном флаконе! Держатель оппозиционного общака и разоблачитель любой неправды. Перековалась? Так извинитесь, Ксения Анатольевна, с телевизионного амвона перед своей паствой – дескать, ошибочка вышла, пересмотрела свои взгляды, публично отрекаюсь от вертепа и перехожу в лагерь гуманистов и поборников высокой морали. Но все прекрасно понимают, что это понарошку, игра такая, и не требуют извинений.

Тут надо сделать паузу, чтобы не проскочить очень важное место. Чтобы быть оппозицией, надо иметь свою позицию. Иначе хождения по московским бульварам с хоругвями и фигами в карманах напоминают болтовню в стиле Матвея Ганопольского с «Эха Москвы», где на десять либеральных притопов и десять русофобских прихлопов одно значащее слово. Так вот, чего хотят те, кто называет себя оппозицией? Вы за рабочий класс, за крестьян, против олигархического беспредела, против коррупции и повышения цен? Тогда мы с вами! Однако телевизионная картинка с московских митингов совсем другая. Вот бывшие премьеры господа Касьянов и Немцов, которых никак не назовёшь заступниками простого народа и пенсионеров. Вот совершенно незнакомые мне люди, которые просто против всего. Сказать, что ты против, ещё не позиция. Сформулируйте, с кем вы, покажите ваши ключи от города счастья, а не ломы и фомки для разрушения, и вам, быть может, поверят. Пока могут показать только невинные глазки, как у Маньки Облигации, деньги в конвертах и пальцы в бриллиантах. Но разве могут неестественно богатые люди искренне бунтовать против других неестественно богатых, которым принадлежит реальная власть в стране? Даже если Собчак снимет бриллианты и будет стучать половником в пустую кастрюлю, никто уже не поверит, что она, как говорится, за гуманизм и дело мира.

Мне тоже отвратительно многое из того, что творит наша власть, – колонки, которые я три года вёл в «ЛГ», тому свидетельство. Но ещё отвратительнее, когда телевизор затаскивает на пьедестал пустых и хитрых людей. Кланяйтесь им, люди, кланяйтесь! Теперь они наше всё!

Мне могут возразить, что телевизор лишь отражает реальную действительность. Не соглашусь. Кривое зеркало не отражает, а искажает. И кто его выправит, если не мы?

Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Каралис

Дмитрий Каралис родился 26 ноября 1949 года в Л... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS