Экономисты спорят до хрипоты об эффективности антикризисных программ, банкиры принимают антидепрессанты и пытаются сохранить свои капиталы, государственные чиновники ломают головы над извечным вопросом «что делать?». А мировое музейное сообщество… выбирает место для проведения своей Генеральной ассамблеи 2013 года. И у Москвы есть все шансы им стать.
Что ж это получается – для музеев кризиса как бы и не существует? Отнюдь нет! За стенами сих храмов прекрасного от него-то как раз и не спрячешься. Даже наоборот, они при такой напасти убежище одно из самых ненадёжных. Но не потому ли среди музейщиков особой паники не наблюдается. Не сочтите это парадоксом. Эти люди, если можно так выразиться, оптимисты поневоле: им есть что защищать и они лучше других понимают, что произойдёт с человечеством, если оно не сумеет сохранить наследие, накопленное за последние 10 тысяч лет своей истории. То, что читателю может показаться журналистской патетикой, для этих людей – повседневная работа.
В контексте мирового культурного пространства координирует эту работу ICOM – Международный совет музеев, насчитывающий в своём составе 152 страны. Генеральная ассамблея, своего рода высший музейный совет мира, собирается раз в четыре года. За право принимать её у себя в 2013 году с Москвой спорят Милан и Рио-де-Жанейро. Эксперты ICOM отправились с инспекцией по столицам-соискателям ещё в марте, хотя окончательное решение будет принято только 11 июня, в парижской штаб-квартире ассоциации, куда для участия в тайном голосовании прибудут представители всех стран-членов ICOM.
За три дня помимо протокольных встреч в Министерстве культуры и правительстве Москвы гостям успели показать Государственный исторический музей, Третьяковку, ГМИИ им. Пушкина, Музей Льва Толстого в Хамовниках, Музей Пушкина на Пречистенке и Царицыно. Экспертов интересовало всё – от состояния ведущих музеев страны до возможностей принять и разместить делегатов, число которых обычно колеблется от трёх до четырёх тысяч человек, и провести заседания ассамблеи на должном техническом уровне.
Возглавлял делегацию мсье Жюльен Анфран – импозантный француз, закалённый дипломатической службой, в недавнем прошлом финансовый директор Лувра, а ныне – генеральный директор ICOM. Через пять минут общения стало ясно, что легкомысленная французская весёлость лишь эффектный фасад, а на самом деле перед тобой человек весьма искушённый, для которого музей не только место восторженного поклонения шедеврам, но и учреждение, которому необходимы климат-контроль, отопление и электроснабжение, системы охраны и сигнализации и прочие прозаические вещи, требующие средств, каковых и в более благоприятные времена большинству музеев не хватает. Вот почему было особенно интересно узнать мнение мсье Анфрана о том, насколько фатальными для музейного дела будут последствия глобального экономического кризиса. Даже при том, что пришлось бы делать скидку на положение гостя и его дипломатическое прошлое.
– Кризис – один из основных вопросов, которые сейчас волнуют мировое музейное сообщество. Но мы не склонны рассматривать его как катастрофу. Спады и подъёмы – это естественный ритм развития мировой экономики, нравится нам это или нет. То, что за подъёмом следует спад, – закономерно. Этот кризис не первый в истории человечества и не последний. И самое разумное, что можно сделать в сложившейся ситуации, это рассматривать его как некий урок, который всем нам следует хорошенько запомнить и сделать соответствующие выводы. Под словом «все» я имею в виду и музейных работников, и правительственных чиновников, и обычных граждан. Во времена благоденствия и процветания человек не особо задумывается о непреходящих ценностях. А сейчас для таких размышлений самое подходящее время. Красота фресок Микеланджело или статуй Давида открыта человеку и в том случае, когда его доходы существенно сократились, а положение в обществе стало менее значительным.
Не сочтите меня высокопарным: в кризисные времена люди особенно нуждаются в неких ориентирах, ценность которых не зависит от курса валют и котировки акций. Статистика – наука точная. ICOM располагает данными, что по всему миру отмечается увеличение количества посетителей в музеях самого разного типа.
Да, многие музеи, особенно небольшие, расположенные далеко от столиц и туристических центров, находятся на грани банкротства и нуждаются в срочной помощи. В пакете антикризисных мер непременно должны быть меры по поддержке культурного наследия. В стабильные времена мы говорим о сумме в 1% валового национального дохода. В кризис эту цифру тем более уменьшать нельзя. Когда во французском обществе шла достаточно острая полемика о том, нужно ли создавать в Париже новый музей (он впоследствии был назван Центром Помпиду), тогдашний президент Франции Жорж Помпиду честно признался, что не знает, насколько окупятся вложенные в него инвестиции, но точно знает, к каким трагическим последствиям приводит отсутствие инвестиций в такие проекты в частности и в культуру вообще. Однако нельзя всю ответственность перекладывать только на плечи государства. Нельзя складывать все яйца в одну корзину, надо изыскивать негосударственные источники помощи. Но главное – это всё-таки суметь привлечь публику.
Конечно, музеи не могут сейчас так активно развиваться, как в стабильные времена, но останавливаться нельзя. Им необходимо всё время поддерживать интерес к себе. Выставочные проекты не обязательно делать масштабными, гораздо важнее находить темы, которые были бы интересны публике. Практически каждый музей располагает фондами, значительная часть которых экспонируется крайне редко, как правило, за неимением места. Сейчас самое время заглянуть в свои закрома и поискать там перспективные идеи для экспозиций.
За счёт только лишь притока публики, то есть за счёт билетов, музеи всё равно выжить не могут. Но из этого не следует, что они не нуждаются в продуманной ценовой политике. Вообще не взимать плату, я часто слышу такие предложения, особенно когда речь идёт о привлечении людей, у которых нет пока привычки посещать музеи, к примеру, молодёжь, слишком дорогое удовольствие для музеев. Да ещё и неверное с точки зрения стратегии – то, что достаётся бесплатно, мало ценится. И если мы говорим о привлечении новых посетителей, то тут надо думать не о цене на входной билет, а том, чем их можно заинтересовать. Тут такой простор открывается для фантазии. В общем, несмотря на весьма и весьма неблагоприятные времена, не стоит сидеть и ждать, когда кризис кончится. Надо использовать те возможности, которые он предоставляет, а их, если хорошенько присмотреться, немало. Что мы, собственно, и делаем. Кризис в любом случае не вечен. И когда он иссякнет, почему бы не устроить выставку, посвящённую тем достижениям, которыми музеи мира будут обязаны кризису. Я уже и название для неё придумал: «Кризис как музейный экспонат».
Подготовила