Издательство «Бертельсманн Медиа Москау» существует с 1992 года, выпускает альбомы и книги, посвящённые искусству. Сегодня на наши вопросы отвечает главный редактор «БММ» Ольга ДЫДЫКИНА.
– Сейчас многие издательства сократили планы в ожидании лучших времён. Уже чувствуется некоторый дефицит книжных новинок. А сколько книг в этом году выпустило «БММ»?
– Немного. Вопрос не в количестве, а в том, что это за книги. Наших книг не может быть много; зачем иметь в ассортименте 10 альбомов по искусству? Пусть будет один, но достойный. Я уже не говорю о том, что такие издания, как «Искусство», весьма трудоёмки в части редакционной подготовки и развивать здесь спринтерскую скорость можно только во вред качеству. Мы решили для себя, что нужно выбирать только алмазы и трудиться над их огранкой. Наши двухтомные издания в футлярах «Леонардо да Винчи», «Импрессионизм и постимпрессионизм» – это то, что будет востребовано всегда, независимо от кризисов и капризов моды. И такие алмазы нам нужны, мы их ищем и находим. Осенью выйдут ещё два подобных издания – «Рембрандт» в двух томах, «Становление художника» и «Великий живописец», и комплект из двух книг «Ван Гог» – «Я нахожу счастье в творчестве…» и «Я заплатил жизнью за своё искусство…». В последнем случае автор – сам Ван Гог, потому что книги представляют собой развёрнутый эпистолярий, включающий переписку художника с братом Тео (часть писем на русском языке ещё не издавалась). В этих письмах – вся трагическая жизнь и величайший подвиг служения своему делу вопреки всему. И опыт преодоления всех кризисов, которых у Ван Гога было много, – и внешних, и личных. И этот опыт гласит: делай своё дело, и тебя оценят, а кризисы приходят и уходят.
– Какие ещё книги вы планируете издавать в ближайшем будущем?
– Мы намерены и дальше выпускать такие популярных серии, как «100…» и «1000…». Весной вышла книга «100 чудес природы», а во второй половине года ожидается новинка этой серии – «1000 эротических шедевров в искусстве». Живописные полотна, рисунки, офорты, гравюры, шедевры скульптуры – все великие творения, обессмертившие тему любви в мировом искусстве. Есть серия книг небольшого формата, в которой уже вышли «Сальвадор Дали», «Тамара Лемпицка», «Пикассо», «Микеланджело», «Ван Гог», «Натюрморт» и любимый читателями «Уильям Тёрнер». Зная, что у этого блестящего художника много почитателей, мы планируем выпустить новый альбом «Тёрнер. Жизнь и шедевры».
– А кто пишет эти книги? Как «БММ» работает с авторами?
– Писатели-звёзды, харизматичные личности, мелькающие на телеэкране и в глянцевых журналах, обычно работают в беллетристических жанрах или публицистике. В наших книгах главную роль всё-таки играет знание предмета, а не обаяние личности. А глубокое знание предмета обеспечивают профессионалы, чьи имена не обязательно у всех на слуху. Читателями движет желание получить представление о французском искусстве конца ХIХ века, и они, покупая наши книги, узнают, что написала их Наталья Валентиновна Бродская – человек, 40 лет жизни отдавший Эрмитажу. Лучше на эту тему не напишет никто! Или вот альбом «Царские дворцы», представляющий резиденции всех российских императоров – от Петра Великого до Николая II, включающий изображения роскошных апартаментов, парков, интерьеров, украшенных шедеврами мировой живописи и скульптуры, личных вещей и драгоценностей императоров и сведения об их жизни. За всем этим – жизнь целой страны и уклад, который определял ход истории. Но читателям будет небезразлично узнать, что книга создавалась при участии хранителей музеев-заповедников «Петергоф», «Царское Село» и других, а кто, как не эти люди, знают предмет во всех тонкостях? Это относится и к западным специалистам. Уже упомянутую книгу о творчестве Тёрнера написал Эрик Шейнс. Возможно, нашим читателям это имя мало о чём говорит. Но если мы считаем, что лучше российских авторов о Пушкине или Чайковском не напишет никто, то и Тёрнера во всех тонкостях может понять только его соотечественник. Наше дело в данном случае – добротный перевод.
– И как с этим?
– Спасибо кризису, он отделил зёрна от плевел! Переводчики-профессионалы, как и прежде, востребованы, и мы ждём их с распростёртыми объятиями – приходите! А тем, кто поспешно зачислил себя в эти ряды, самое время сменить профиль.
– Сейчас модно открывать забытые имена…
– Это правильно – во многих случаях они забыты незаслуженно. В связи с этим хочу отметить книгу, выхода которой мы с нетерпением ожидаем, – «Иконы» Никодима Павловича Кондакова. Издание включает лучшие работы человека, которого можно назвать гордостью нашей культуры, выдающегося историка искусства, всю жизнь посвятившего изучению икон. Зарождение и развитие искусства иконы, русская икона и традиции иконописи других восточно-христианских стран, основные иконографические сюжеты, уникальные изобразительные средства, секреты старых мастеров, великие иконописцы и их шедевры… – всё, о чём пишет Кондаков, воссоздаёт живой мир иконы как одного из высших достижений духовной культуры народа, которую мы почти утратили. Кондакова издавали в последние десятилетия, но далеко не все работы и мизерными тиражами. Массовый читатель его не знает, надеемся, что теперь узнает и поймёт. Конечно, над текстом пришлось потрудиться и редактору. За годы атеизма у нас накопилось столько пробелов в православном духовном образовании, что понять все выводы учёного без адаптации было бы сложно. В альбоме более ста изображений икон – от бесценных святынь IХ–Х веков до ХVII века.
– Сейчас в связи с кризисом люди путешествуют меньше, может ли оказаться так, что они от книг откажутся, мол, нынче не до высоких материй?..
– Не думаю. На мартовской выставке-ярмарке «Книги России», как известно, далеко не такой представительной, как сентябрьская, лично встала за прилавок и убедилась, что красивая и умная книга, пусть даже не дешёвая, и сегодня очень нужна. И уж совсем сложно было предположить, что лидерами продаж окажутся книги «Архитектура в дереве», «Тёрнер», «Великолепие исчезнувших цивилизаций», «Импрессионизм» и «Постимпрессионизм». Эти темы всё-таки далеки от хлеба насущного и тем не менее… Те, кто хотел отказаться от книг, давно отказались и без кризиса. Это их выбор. Наш читатель с нами. Всё переживём и будем жить дальше…
Беседу вёл