Своими мыслями о современном состоянии книжной отрасли и её ближайших перспективах с «Литературной газетой» поделился председатель Счётной палаты РФ Сергей Степашин, вновь избранный президентом Российского книжного союза.
– Что в настоящее время делается для приобщения людей к чтению?
– На прошлом съезде мы отмечали тревожную ситуацию с чтением в стране: согласно последним социологическим исследованиям, 46 процентов взрослых россиян не читают книг. Объединёнными усилиями РКС и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям была разработана Национальная программа поддержки и развития чтения. Надеюсь, подписанные в ходе работы нашего съезда соглашения РКС с Министерством связи и массовых коммуникаций, Министерством культуры и готовящееся аналогичное соглашение с Министерством образования послужат хорошей стартовой площадкой для создания федеральной целевой программы поддержки развития чтения в нашей стране. В настоящее время мы совместно с Российской книжной палатой организуем на базе интернет-сайта РКС актуальный Единый отраслевой товарный реестр книжной продукции, который представляет собой электронную базу имеющихся на рынке книжных изданий, доступную любому книжному оператору России и мира. Реестр позволит всем участникам книжного рынка работать в едином информационном поле, а библиотекам ориентироваться в море новых изданий.
– Но смогут ли библиотеки легко получать интересные новинки?
– Действительно, на прошлом съезде много говорилось о неудовлетворительном состоянии системы библиотечного обслуживания. Хотя Россия находится на одном из первых мест в мире по числу библиотек, однако в большинстве своём они не удовлетворяют современным требованиям и пользуются ими не более 20 процентов населения. В стране практически не строятся новые здания для публичных библиотек. Зарплаты сотрудников невысоки, материально-техническая база и фонды большинства библиотек нуждаются в качественном обновлении.
– Что делается для исправления ситуации?
– Сформирован и начал работу Общественный комитет содействия развитию библиотек России под эгидой председателя Государственной Думы Бориса Грызлова. В ближайшие годы должна быть проведена Всероссийская перепись библиотек. Началась работа по оцифровке библиотечных фондов, что в перспективе откроет возможность широкого доступа к актуальной литературе центральных столичных библиотек на местах. Книжный союз активно участвует во всех важных мероприятиях библиотечного сообщества. В этом году на международной библиотечной конференции «КРЫМ-2008» был представлен рекомендательный список литературы «Российский книжный союз – Году семьи». Нам кажется, пришла пора совместно разработать списки обязательного наличия для библиотек различных уровней. Нам небезразлично, какие книги поступают сегодня в наши библиотеки, кто и по каким принципам осуществляет сегодня библиотечные закупки. Книги о российской государственности, о российской истории и культуре, о науке и промышленности, о великих государственных и исторических деятелях, книги, воспитывающие патриотизм, любовь и уважение к нашей культуре, к родному краю, должны быть в каждой библиотеке.
– Как приобщить к чтению детей?
– Любовь к чтению прививается ребёнку в семье и школе. Сегодня школа учит чтению, но не учит любви к чтению. Ребёнка научили складывать буквы в слова, слова в предложения, воспринимать прочитанное. Но его не научили получать радость от прочитанного, его не научили круг этого прочитанного с каждым днём расширять, его не научили читательской жажде. Хорошо ещё, если читать нормально научили. А то ведь и с чтением обычного школьного учебника будут проблемы. Пока мы вынуждены констатировать, что школа не воспитывает читателя, а следовательно, не воспитывает интеллектуала.
А что такое сегодня школьная библиотека? Бесплатный магазин учебников. Где книги современных писателей, пишущих для детей, где классика детской и юношеской литературы? Где, наконец, получивший специальное образование библиотекарь, мудрый советчик и наставник, лоцман в книжном море? Может быть, пора уже в ведущих педагогических вузах ввести хотя бы факультативно курсы подготовки методистов по чтению? Мы готовы принять участие в формировании программы подобных курсов. А распространение школьных учебников оставить за книжной торговлей, это их прямое дело.
– Иной раз и издателям приходится напоминать, что книга – это не просто товар…
– А мы неслучайно называемся «союз». Союз предполагает сообщество единомышленников. Да, с одной стороны, книга – это некий продукт производственного цикла, товар, подлежащий реализации. С другой стороны, это средство массовой информации, научной и технической информации, информации, наконец, нравственной и эстетической. Книга учит и воспитывает. Значит, издатель – не только менеджер, организующий производство и реализацию определённого товара, но ещё и наставник, просветитель. В идеале книга – мощное средство социокультурной модернизации страны, развития гражданского общества, книга формирует систему ценностных ориентиров и морально нравственных норм, а следовательно, это один из важнейших рычагов массового инновационного процесса. А издатель в идеале – созидатель, активно сохраняющий и приумножающий культурные и духовные ценности народов России, это инвестор, вкладывающийся в главное, что определяет нацию, в человеческий капитал.
– Как повлияет финансовый кризис на книгоиздание и отношение людей к чтению?
– Последствия кризиса могут помешать реализации наших планов в полном объёме. Мы должны принимать это во внимание, но ни в коем случае не опускать руки. Кстати, что касается кризиса… Почти любой кризис, кроме негативных последствий, имеет и позитивный потенциал. Кризис расчищает место для новаций, ранее невозможных, и позволяет переформатировать бизнес и социальное пространство. Надо признать, что в условиях нынешнего кризиса спрос на книгу упадёт, причём во всех сегментах книжного рынка. Но, думаю, в первую очередь упадёт спрос на некачественную, низкосортную продукцию. Да и читатель эпохи кризиса будет гораздо разборчивее, тем более что, по наблюдениям социологов, в фазе кризиса тяга к чтению парадоксальным образом может возрасти. Появятся новые возможности для поддержки производителей социально значимой литературы и книг, имеющих высокую художественную ценность. При кризисе даже небольшой объём адресных финансовых вливаний сможет сильнее повлиять на изменение структуры книжного рынка, чем в обычных условиях.