Недавно во 2-м классе «В» случился скандал. К классной руководительнице, учительнице русского языка, подбежала раскрасневшаяся математичка. Размахивая мятым тетрадным листком, она что-то зашептала ей на ухо. Выяснилось: на уроке математики Юра Кузякин написал Маше Щемиловой любовную записку: «Дорогая Маша! Я тебя люблю и хочу на тебе жениться!» Учительница математики требовала вызвать в школу родителей, Кузякину поставила двойку по математике, а Машу пересадила в другой конец класса, чтобы Юрка и бантика её на уроке не видел.
Дети стояли неподалёку, растерянные, и ждали приговора классной руководительницы. Она внимательно прочитала записку и поинтересовалась:
– Юра, а почему ты в слове «жениться» поставил мягкий знак?
– Так я вопрос задал – хочу что сделать? Как вы учили.
– Молодец! – похвалила учительница.
Инцидент был исчерпан.
Каждый день учителям приходится решать десятки проблем и конфликтов посложнее этого. С детьми, родителями, друг с другом. Нужно вовремя найти верное слово. Быстро и правильно отреагировать на очередную выходку самого хулиганистого и на каверзный вопрос самого умного.
И главное – научить. Несмотря на несовершенство методик, эпидемию гриппа и другую жизнь этих ребят, в которую они погружаются, выходя из школы. Приходится считаться и с неидеальными родителями, и с компьютерными играми, и даже с друзьями из других школ, в которых меньше задают и не заставляют носить школьную форму.
Найти общий язык с нынешними детьми учителям, родившимся и воспитывавшимся ещё при советской власти, очень тяжело. Особенно в частных школах, где в ответ на заслуженную двойку ученик может сказать:
– А я на вас отцу пожалуюсь, и зарплату вы в этом месяце не получите!
Ведь дети нередко бывают жестоки. Они не всегда умеют прощать. Некоторое время назад в прессе активно обсуждалась информация о росте насилия над учителями со стороны учеников в школах Великобритании. У нас, конечно, другие системы и методики образования, но не факт, что волна детской агрессии со временем не придёт в Россию, тем более что одним из её источников, по некоторым предположениям, считаются компьютерные игры.
Как ни парадоксально это звучит, но, не умаляя, конечно, и родительской роли, именно учитель обладает реальной возможностью волну этой агрессии остановить. Лучшие преподаватели российских школ именно так и поступают уже сейчас, не дожидаясь «британского» кризиса. Они умеют вовремя переключить внимание, увлечь, показать возможности и перспективы, и главное – выслушать и понять маленького человека, как правило, взрывоопасного, ленивого, безудержного в своих эмоциях и чувствах и ещё абсолютно не представляющего себе реальные проблемы взрослого мира, а потому способного легко заблудиться в этой жизни. Настоящему учителю дана великая власть… Но какой ценой приходится расплачиваться за неё?
Когда в Египте началась сильнейшая засуха, пеликаны поили птенцов своей кровью и спасли их. Благодаря древней легенде эти птицы как символ учительства появились на пуговицах дореволюционной гимназической формы, а фигуркой хрустального пеликана награждают на ежегодном конкурсе «Учитель года». Но не эта ли легенда стала причиной того, что лишь 40 процентов выпускников педагогических вузов становятся учителями? Очень уж точно она отображает процесс…
Два года назад министр образования А. Фурсенко утверждал, что в наших школах в сравнении с западными – переизбыток учителей. Там на одного учителя приходится 15 детей, а у нас – 10. Статистика статистикой, но как два года назад, так и сейчас в школе, что рядом с моим домом, классы по 35 – 40 учеников, а в деревне во Владимирской области учителей совсем нет, поэтому школу закрыли и местным ребятишкам приходится ездить на рейсовом автобусе по колдобинам несколько километров, а то и идти пешком. Не зря исследователи утверждают, что стоит в селе закрыть школу, как это село гибнет. Или превращается в дачный посёлок – место для отдыха, но не для работы и жизни. Вымершие деревни – сколько их по всей России? – это уже та цена, которую платит наше общество за нежелание возвести профессию Учителя в тот ранг, которого она заслуживает. До революции, если не ошибаюсь, должность директора гимназии приравнивалась к генеральской?
Вопрос статуса учителя в России – дело чести (или бесчестья) нашего общества. Но каким бы этот статус ни был, в день, когда все учителя отмечают свой профессиональный праздник, дети и родители приходят в школы с огромными букетами, ученики бегают на переменах с фотоаппаратами и диктофонами, чтобы взять интервью и сфотографировать любимого преподавателя для стенгазеты, посвящённой Дню учителя, хочется говорить совсем о другом.
У каждого из нас есть человек, которого наедине с собой, предавшись воспоминаниям или столкнувшись с проблемой жизненной ли, профессиональной ли, мы называем Своим Учителем.
…Может быть, он откидывал седую чёлку со лба? Или всё время терял очки в толстой оправе? Путал рыженьких двойняшек на последней парте? И вместе с ребятами с удовольствием ел пирожки на перемене в столовой. Его шутки записывались на обложке тетради, чтобы дома можно было рассмешить родителей, а теперь тетрадь хранится на антресолях и никогда не будет выброшена. Почему? Ведь эти конспекты, да и шутки на полях и обложках уже давно впитались в кровь. Каково-то оно будет – достать её лет через пятьдесят?
У каждого из нас есть Свой Учитель, которому, ни минуты не задумываясь, мы бы отдали, будь на то наша воля, всех хрустальных пеликанов мира. Потому что именно он связал наше беспомощное детское сознание со страной взрослых и сумел сделать это так, что переход был не слишком тяжёл.
, выпускница средней школы № 67 г. Москвы, обозреватель «ЛГ»