
Устрялов Н.В. Италия – колыбель фашизма. – М.: Алгоритм, 2013. – 240 с. – 2000 экз.
Фашизм у нас прочно ассоциируется с Германией 1933–1945 годов. На деле же итальянский фашизм стал первым опытом власти «партии нового типа» некоммунистической направленности, он был предшественником германского нацизма. Так что фашизм в точном смысле идеологии есть прежде всего явление итальянское. В режимах Гитлера и Муссолини действительно много общего, но много и серьёзных различий.
Напомним, что имя автора профессора Николая Васильевича Устрялова (1890–1937) прочно связано с идеологией, которую он сам называл национал-большевизмом. Она возникла во время Гражданской войны, в центре её – признание революции 1917 года, «возвращенчество» эмиграции. Устрялов вернулся в СССР, был арестован в 1935 году и расстрелян.
Исследование об итальянском фашизме было написано им в эмиграции в 1928 году. Он видел процесс его зарождения собственными глазами.
«Он интересен как симптом нового момента в развитии старого мира, – пока не больше. Он показателен своими тенденциями, своими методами, своей постановкою отдельных социально-политических проблем. Несомненно, он любопытен как острый кризис демократической государственности классического типа. Он характерен реставрацией неких утверждений и ценностей, которые, казалось, были навсегда забракованы демократическим веком», – пишет Устрялов.
И дальше: «Фашизм стремится создать широкий и «органический» общенациональный блок – от магната финансового капитала до последнего неквалифицированного рабочего. Отсюда его излюбленные идеи государственного авторитета, иерархии, дисциплины, а также собственности, как социальной функции, и труда, как национального долга. Идеи сами по себе не новые, но в данной обстановке и в данном сочетании осуществляемые впервые. В идеале, достаточно, по-видимому, отвлечённом и отдалённом, рисуется «фашистская нация», когда все итальянцы будут фашистами и партийная диктатура сама собою растворится в синдикальном государстве».
Автор явно недооценил слова Муссолини, что «только кровь даёт бег звенящему колесу истории», что Италия под пятой диктатора надеялась на колониальный передел мира. Увлечённый идеей создания «нового мира», обещаниями «открыть перед человечеством новые социальные горизонты», он не видит страшные опасности, которые несёт в себе эта идеология. Эти опасности, возможно, тогда ещё не виделись столь кошмарно трагическими в итальянском варианте, на итальянской почве, но мы сегодня уже знаем, к чему ведут такие эксперименты. Присущее Устрялову стремление обожествлять идею Государства, ставя его всегда «выше общества», застит тут ему глаза. А ведь Гитлер уже написал «Майн кампф»...
Сегодня, когда уже нет и не может быть заблуждений относительно практики фашизма и нацизма, книга Устрялова интересна анализом условий, в которых они зарождаются, теорий, на которых они строятся.
Илья ВИХАРЕВ