Роман Богословский
Режиссёр Юрий Быков и компания постарались на славу, выдав продукт чуть выше по качеству, чем первый сезон. Если в начальных восьми сериях мы видели первые шаги по криминальным тропам Дальнего Востока отца и сына Лиховцевых, то новый сезон выдал настоящую драму и даже трагедию – глубокую, печальную и поучительную.
Событийный ряд и напряжённость поворотных моментов впечатляют: дальневосточного авторитета Джема убивают в тюрьме, а бандита Арнольда – в Москве, в городском кафе Хабаровска в ходе разборок случается пожар и погибают дети, продажный следак душит и сжигает в машине прокуроршу…
Интересно, что реальная история дальневосточной криминальной группировки «Общак» не то чтобы сильно приукрашена – персоналии и события сериала вполне согласуются с тем, что происходило в те кровавые годы. В этой связи Сеть наводнилась роликами с биографиями реальных бандитов. Видео так и называются – «Юра Краб», «Джем» и т. д. Всё-таки историческая основа – большое дело, как доказал Жора Крыжовников своим «Словом пацана». Режиссёр Быков и сценарист Маловичко пошли тем же путём, раскопав благодатную тему, что и стало залогом успеха.
Интересно, что второй сезон «Лихих» перекликается с американской наркоэпопеей «Во все тяжкие». Там Джесси Пинкман и Уолтер Уайт драматически переживают своё погружение в криминал, тут это происходит с сыном и отцом Лиховцевыми. Ставки так же высоки – разрушение семей и горы трупов вокруг. Возможно, у создателей это получилось неосознанно, но даже если специально сделано – тоже хорошо.
Хочется отдельно выделить актёрскую работу Аскара Ильясова. Он играет Ильяса, молодого директора завода в Хабаровске, который пытаются отжать алчные бандюганы Джема. Ильяс выделяется из персонажей-воров, полицейских и киллеров тем, что плевать на них всех хотел, он их всех не боится и просто живёт своей жизнью: ходит в косухе и ездит на крутом мотоцикле, попутно красиво и утончённо отбивая девушку у младшего Лиховцева.
Однако настоящая глубина драмы и трагедии раскрывается в сериале, когда отец и сын Лиховцевы решают с убийствами завязать. Осознание приходит к ним постепенно, с каждым новым трупом всё неотвратимее. Однако запоздалые раскаяния уже не способны спасти положение. Тут уже рок, судьба, отыграть всё назад не даст сама жизнь, которую дерзкие киллеры так часто попирали. Снова вспоминаем «Во все тяжкие»: несколько раз Уолтеру Уайту давали шанс прекратить варить метамфетамин, но он пропускал их мимо глаз и ушей. А когда об этом задумался под действием обстоятельств, было уже слишком поздно.
Говоря о спайке реальности и вымысла, одна деталь-несоответствие всё же бросилась в глаза. Основатель и главарь Ореховской ОПГ Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр погиб при взрыве в 1994 году. Прописанный же Олегом Маловичко Арнольд, явно намекающий на Сильвестра, сыгранный, кстати, самим режиссёром Быковым, умирает от пуль Лиховцевых, а на дворе начало нулевых. Если со временем понятно – когда ваяется сценарий, всё работает на задумку авторов, оставляя реальность позади. Но вот красивый взрыв-то организовать можно было?.. И к правде ближе, и на экране смотрелся бы эффектнее.
Зато крайне эффектно показана жизнь и преступная биография лидера дальневосточной ОПГ «Общак» Евгения Васина (в сериале его убедительно сыграл Артур Иванов) по кличке Джем – тут всё практически срисовано с реальности. Его благотворительные проекты, рекрутинг гопоты с улиц, его мрачный алкоголизм и загадочная смерть в хабаровском СИЗО. Авторитет умер от якобы сердечной недостаточности вскоре после организованного по его же приказу поджога кафе «Чародейка», где погибли невинные люди… Всё по схеме – начало, возвышение, неограниченная власть и печальный финал.
Позволю себе небольшое отступление. В 2019 году в России появился закон, запрещающий быть вором в законе в принципе, даже если ты просто сидишь и ничего не делаешь, только титул носишь. Суть в том, что изменения в УК РФ отныне ставят вне закона сам факт: если ты доказанный вор в законе, отправляешься в тюрьму. Тогда как ранее сажали только за конкретные деяния – грабежи, убийства, рэкет. Вор в законе – это статус, пусть и неофициальный. Почему же за него теперь можно угодить на нары от 8 до 15 лет?
Основная причина – это создание государства в государстве. У воров свои законы и порядки, особый уклад жизни и традиции. А какой державе понравится, если у неё появляются и год от года крепнут конкуренты, да ещё и с мутными антиобщественными целями? Такие, как Джем, или те же Цапки из печально известной Кущёвки, эти люди строили альтернативную страну прямо внутри официального, конституционного образования подобно тому, как рак растёт в здоровом органе.
Но всё это сейчас, а что же тогда? Те времена остались позади, но мы должны о них помнить, чтобы как минимум уметь отслеживать перемены, сравнивать и сопоставлять события прошлого и настоящего, а как максимум – проникнуться, посочувствовать тем, кто погиб от рук криминальных решал, тем, чьи семьи разрушились, чьи дети лежат под массивными гранитными плитами. А что может предоставить нам такую возможность, если не хорошее кино? Так что смотрим «Лихие-2» и делаем выводы.