Поварская – центральная улица бывшей дворцовой Поварской слободы, а также окрестные переулки – истинный заповедник великолепных особняков и городских усадеб! И всё-таки даже здесь, несмотря на архитектурное изобилие, есть свои «звёзды», которым при прогулке уделяешь больше внимания, чем прочим. Взгляд просто цепляется – и не в силах оторваться! Одна из подобных «звёзд» – особняк Шлосберга на углу со Скарятинским переулком (к слову, совсем недалеко от редакции «ЛГ»).
Яков Максимилианович Шлосберг, купец I гильдии, член правления торгового дома «Братья Шлосберг», занимавшегося продажей разнообразных мануфактурных товаров, вошёл в историю, собственно, только благодаря постройке этого дома. Ничего другого знаменательного в своей жизни он не свершил. И до него на этом участке было последовательно тринадцать (!) владельцев, каждый из которых что-нибудь строил и перестраивал.
То здание, которое мы видим сейчас, возводилось в 1910–1911 годах по проекту Адольфа Ноевича Зелигсона, выходца из Польши, окончившего Петербургский институт гражданских инженеров и много строившего в Москве в начале прошлого столетия. Он был одним из тех зодчих, что активно продвигали в архитектуру России европейскую моду. Поэтому в оформлении особняка на Поварской использованы элементы различных архитектурных стилей, великолепно сочетающихся друг с другом. И если издали здание кажется неказистым, то чем ближе к нему подходишь, тем сильнее оно раскрывается. Его сила – в мелких деталях декоративного оформления!
Например, внешний периметр стен имеет интересную рустовку в духе Ренессанса, а также много лепнины: горельефов с изображениями ангелочков-путти, женские и львиные маски, всяческие орнаменты. Особенный восторг вызывают небольшие балкончики и венецианские окна (с двумя арочками и круглым отверстием).
Примечателен также парадный вход, до сих пор освещаемый фонарём, который поддерживает железный кованый грифон. Массивной входной группы тут нет, зато над высокими дубовыми дверями со стилизованными под герб готическими буквами Ш (инициалы владельца) притаились два крылатых льва – белых, лепных. Говорят, эти фигуры царя зверей, а также львиные маски – своеобразный привет Зелигсона архитектору Льву Кекушеву, несколько ранее построившему по соседству особняк Миндовского, – львы были его «фирменным» знаком.
С элементами модерна и позднего рококо исполнен зимний сад, а фасады приватной зоны заднего двора, наоборот, более сдержанны по декору.
В целом особняк по типу можно смело отнести к городской усадьбе. Такой статус ему придаёт небольшой парк во дворе: раньше он был просторнее, но постепенно новые постройки заняли часть территории.
Долго прожить в своём доме Якову Шлосбергу и его жене не удалось: в 1917-м они уехали за границу, а владение их было национализировано. А спустя несколько месяцев Поварская стала одним из мест ожесточённого сражения между отрядами ЧК и анархистами, захватившими здесь два особняка и выставившими в их окна пулемёты. В результате многие дома на Поварской были повреждены. А дом Шлосберга по сути прикрыл собою дом Миндовского от обстрела. На старом фото виден результат попадания снаряда в угол второго этажа.
Когда ситуация стабилизировалась, в особняке, перешедшем в хозяйственное ведение Бюробин (теперь ГлавУпДК при МИД России), обосновалось торговое представительство Великобритании, уступившее затем место Британской миссии. Однако в 1927 году в результате международного конфликта англичанам пришлось освободить помещение.
А уже после войны, когда установились дипломатические отношения с ФРГ, здесь обустроили резиденцию немецкого посла, каковая и действует до сей поры.
...Особняк в принципе не очень большой, общая площадь двух этажей, не считая флигелей для прислуги, около 1000 кв.м. Центром его внутренней композиции выступает оформленный деревянными панелями двухуровневый холл, с деревянной же лестницей и галереей на втором этаже. За резной балюстрадой этой галереи скрываются личные покои. Первый этаж практически целиком отведён под парадную часть, включающую в себя целый ряд комнат, среди которых выделяется выдержанная в стиле ампир Большая «жёлтая» гостиная – глаз посетителя в ней радуют изящная лепнина в виде растительных орнаментов и шесть зеркал с мраморными консолями и художественные панно. «Красная» столовая изначально задумывалась архитектором как «славянская комната» – в ней главным декоративным элементом являются изображения грифонов, вписанные в орнамент дверей. А «синий» зимний сад (правда, сейчас он используется как дополнительная столовая) отмечен витиеватым рокайльным потолочным фризом, полом из современной плитки и фигурками саламандр на оконных ручках.
Подлинной мебели в здании практически не сохранилось, поэтому её подбирали из запасников и антикварных магазинов. Старались при этом соблюсти определённую аутентичность. В кабинете, допустим, присутствует раритетный гарнитур конца XIX века в стиле гамбургской ратуши – он прекрасно сочетается с деревянной обшивкой стен. Но есть предметы и гораздо старше самого дома. Это массивный секретер, а также стулья голландской работы – такие же, как Пётр I подарил в своё время князю А.Д. Меншикову для его петербургского дворца.
В общем, везде явно наблюдается тонкое смешение эпох, стилей, вкусов – русского и германского. Кстати, эклектику, к которой на Западе поначалу отнеслись довольно подозрительно, в России активно пропагандировала императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая II. Ведь ещё в юности, будучи принцессой Алисой Гессенской, она обожала югендштиль (Jugendstil) – немецкую разновидность модерна.
В первые годы XXI века посольство ФРГ выделило деньги на производство капитального ремонта, и памятник архитектуры вновь заблистал своей красотой и оригинальностью. Неудивительно поэтому, что весь комплекс (включая хозяйственные постройки и уличную ограду) внесён в список объектов культурного наследия и охраняется государством.