Статья воронежского писателя Ивана Евсеенко о памятниках советской и постсоветской эпохи, опубликованная в 29-м номере «Литературной газеты», затрагивает действительно важную и болезненную для нашего общества тему. После того, что страна пережила на протяжении ХХ века, общество оказалось расколотым. Во время революции уничтожались памятники царям и царским генералам, а в конце века, наоборот, взялись крушить уже монументы коммунистическим вождям. Мне близка позиция И. Евсеенко, который ратует за то, чтобы воздвигнуть общий памятник жертвам братоубийственной распри ХХ века, не деля их на красных и белых. Это помогло бы освободить сознание общества от пережитков этой длительной распри. Ведь только продолжающейся страшной смутой в умах и сердцах можно объяснить то, что миллионы россиян поддерживали сталинские репрессии против своих же соотечественников, объявленных «врагами народа». Как тяжёлая недолеченная болезнь, эта смута продолжалась долгие годы, а в сознании многих не утихла и до сих пор. А то, что активным участникам революции и Гражданской войны в советское время было воздвигнуто множество памятников (как сейчас воздвигаются памятники лидерам Белого движения), лишь подливает масла в огонь. В XVII веке на Руси ещё не ставили монументов, но ведь и в последующие века ни Борису Годунову, ни Шуйскому, ни другим крупным деятелям Смутного времени памятников тоже не ставил никто. Их по-разному оценивают, о них велись и ведутся споры, но увековечить их в бронзе народ не спешил. Есть только один памятник, связанный с этой эпохой, и воздвигнут он в самом сердце России, на Красной площади у Кремля. Это памятник Минину и Пожарскому, поставленный на собранные по подписке народные деньги. Характерно, что ни купец Кузьма Минин, ни князь Пожарский отнюдь не были самыми влиятельными политическими деятелями той эпохи, а по окончании Смутного времени вообще отошли в тень. Однако с безошибочным тактом именно их народ избрал для памятника, которому суждено было стать символом преодоления угрожавшей самому существованию России страшной смуты. Символом единения. Потому памятник на Красной площади и принят всеми без исключения, что установлен не тем, кто в этой смуте активно участвовал, а тем, кто своей гражданской доблестью и самоотверженностью её прекратил. Вот и нам, глядя на этот памятник, осознать бы, что при всей разнице наших политических взглядов и жизненных устремлений все мы граждане одной великой страны, переживающей сегодня не лучшие времена и требующей от нас для выхода из кризиса совместных усилий, а не споров. Важнее понять, что наша задача – построить развитое гражданское общество, которое исключало бы саму возможность появления любой новой смуты.
, писатель, переводчик