Почему как-то вдруг губернаторов стали отправлять в отставку пачками? И не то чтобы по их собственному желанию! Нет, конечно, пресловутое «собственное желание» среди причин покинуть пост регионального кормчего тоже фигурирует. Но чаще – или утрата доверия, или иные не менее уважительные основания, вроде состояния здоровья (это раньше статусные кормушки покидались прикормленными исключительно вперёд ногами).
И главное – электорат не особо возражает, хотя мог бы выйти на улицы с демонстрациями протеста. Дескать, не оставьте сиротами – не дадим в обиду эффективных руководителей-благодетелей, честных и порядочных, мудрых и демократичных! Вместо этого – едва ли не ультимативные требования «посадок», желательно до конца дней. А в случае не такого уж редкого возбуждения уголовных дел по итогам «успешной командной деятельности» – ни капли сочувствия! Мол, набили мошну, напились народной кровушки? Пусть теперь на своей шкуре испытают все прелести внедрённого ими уклада жизни! Куда ни кинь взор – чёрная неблагодарность...
В Московском «Театре на Трубной» в зале «Зимний сад» с большим успехом прошла премьера полуторачасового спектакля «Решением Президента» по пьесе и в постановке Михаила Барщевского «6 писем» с участием заслуженного артиста РФ Дениса Юченкова и Яны Прыжанковой. На безрадостную действительность некой Окской области через призму эпистолярного жанра нам представилась возможность взглянуть глазами губернатора, драматурга, написавшего от имени главы региона письмо его любовнице, любовницы и нескольких местных жительниц разных национальностей, возрастов, представляющих разные социальные группы.
Колоритные образы просительниц создала талантливая и многогранная Прыжанкова, бившая челом всякий раз настолько индивидуально, что не сразу поверишь в столь гармоничное перевоплощение одного человека то в дворничиху-таджичку, мечтающую о введении официального запрета на обращение «чёрные», то в преподавательницу-еврейку, отстаивающую права эмигрировавшего в Израиль сына, то в русскую селянку, намыкавшуюся горя с судьбой-злодейкой...
Драматург и одновременно региональный вершитель судеб в исполнении Юченкова стали очень точным портретом саморазоблачающегося «сплава» художника и власти. Внутренний мир каждого из них настолько дополняет противоположный, что решение конкретной женщины уйти от одного к другому не кажется удивительным. Скорее, кармически закономерным. Как и «решение Президента» избавить своего ставленника от мучительной необходимости читать навевающие тоску письма о чужих жизненных драмах.
Всё здесь абстрактно, начиная с портрета главы государства, написанного в стиле Сальвадора Дали и наблюдающего за происходящим до поры до времени безмолвно, и одновременно конкретно, до боли знакомо – в ключе некрасовского стона: «Кому на Руси жить хорошо».
Михаилу Барщевскому, знающему о госслужбе не понаслышке, удалось беспристрастно и даже с долей сопереживания в своих пьесе и спектакле показать такие глубины проблемы кризиса власти на местах, в таких психологических и ситуативно-алгоритмических подробностях, что начинаешь сострадать самому автору: как он выжил в том эмоциональном аду, как спасся (спасибо творчеству!), на что надеется...
Надежда на Президента, перегруженного внешнеполитической повесткой дня, конечно, справедлива. Особенно когда Президент – бессмертный сверхчеловек. Однако за рамками действа остался, например, такой щекотливый вопрос: «Кто придёт на смену отстранённому губернатору?» В кадровых закромах страны, как показывает опыт, плевел и зёрен примерно поровну. Сплошь и рядом подводят самые проверенные! Да и в народе, за века своей истории не разучившемся верить в лучшее, почему-то принято считать, что всякий новый начальник – хуже предыдущего.
Но классик, пророчествуя о судьбе русского мужика, нас приободряет:
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся – ни мне, ни тебе.