На выборах президента Аргентины победил Хавьер Милей, лидер партии «Свобода наступает». Представляется массам экономистом, «либертарианцем», анархо-капиталистом, адептом минархизма (во всём минимум государства). Вдобавок считает себя реинкарнацией римского гладиатора. Другие называют его королём эпатажа, экономистом с бензопилой, правым либертарианцем, популистом, а кое-кто у нас – латиноамериканским Зеленским. Милей обещает легализовать детский труд, наркотики, оружие, проституцию, однополые браки, торговлю человеческими органами, но запретить аборты.
Безумствующий фрик даёт повод похохотать на бесчисленных телешоу от Аргентины до России. Примерно так перед Брекзитом воспринимали лохматого Бориса Джонсона. А тот, как выяснилось, в марте 2022-го сыграл определяющую роль в срыве мирных договорённостей по Украине. Похоже радовались (и кто-то продолжает) «карнавалу» от Д. Трампа. В эти дни прорвался на верхи ещё один крайне правый деятель, исламофоб Герт Вилдерс, лидер «Партии свободы», победившей на выборах в парламент Нидерландов. Дивная картина: люди их типажа выскакивают как черти из табакерки. И заметно, что ультраправые пытаются перехватить понятие свободы у либералов и демократов.
Что стоит за аргентинским чёртом из табакерки? Экономистом Милей называет себя потому, что начинал карьеру в 2003-м советником по экономическим вопросам генерала Бусси, губернатора одной из провинций. Пять лет спустя Бусси (главный исполнитель операции против левого сопротивления хунте в 1970-е) получил пожизненный срок за причастность к исчезновению 700 человек – профсоюзных активистов, студентов, преподавателей, и создание более 30 секретных концлагерей. Милей по сей день оправдывает военную диктатуру генерала Виделы, главаря аргентинской хунты в 1976–1981 годы, и отрицает факт пропавших тогда без вести 30 000 человек.
Вице-президент у Милея Виктория Вильярруэль – дочь ещё одного военного преступника, генерала Эдуардо Вильярруэля, который вместе с Бусси участвовал в кровавой операции по уничтожению несогласных. Виктория называет действия отца «достижениями».
Как либертарианец и минархист Милей обещает отменить госсубсидии и систему соцзащиты, упразднить 11 министерств социального характера. И уже понятно, как эта власть может начать расправляться со считающими социальное государство необходимым. Что касается легализации наркотиков, проституции, то подобные «свободы» вводил ещё итальянский протофашист, поклонник Муссолини, писатель Габриэле д’Аннунцио в «независимой республике Фиуме» в 1919-м. Примеров в истории хватает…
Как же такие типы приходят к власти? За Милея голосовали уставшие от бесконечных кризисов и обнищания люди: половина аргентинцев живёт в бедности. 40% голосов получил от молодёжи 17–27 лет, в большинстве безработной. Ребята не знают истории, зато верят модным блогерам, для которых лохматый «экономист» всего лишь забава.
Пока массмедиа водят вокруг этого хороводы, Милей готов внедрять в жизнь свои «ценности» и фашистскую повестку ХХI века. Продавать подобное легче в виде карнавала, а не под знамёнами со свастикой. Либертарианство, как ранее правый популизм, – новый эвфемизм для режима фашизма. В Аргентине и где угодно им выгодно, чтобы их называли клоунами, фриками, либертарианцами и не задумывались по существу.