Торжественно, добровольно и без каких-либо скрытых колебаний настоящим я под клятвой отказываюсь от верности любому иностранному государству. Мои преданность и верность с этого дня направлены к Соединённым Штатам Америки. Я обязуюсь… где бы то ни было защищать Конституцию и законы США против всех врагов, иностранных и отечественных, на военной, на боевой или гражданской службе…
Из клятвы верности при получении гражданства США
Не знаю, давал ли эту клятву В.В. Познер, но, судя по последнему интервью «Эху Москвы», в котором он сообщил, что будет принимать участие в выборах президента США, и судя по тому, как он ведёт программу «Времена» на Первом, и уж, конечно, судя по его последнему многосерийному проекту, давал.
Судьба ВВ тоже интересна, хоть и не так драматична, как жизнь Зворыкина. Он родился во Франции (мать – француженка, отец – русский эмигрант, коммунист и, по некоторым данным, советский разведчик), нападение нацистов на Францию вынудило семью переехать в США, где мальчик Билл Познер получал среднее образование, но разыгравшийся маккартизм заставил семью бежать поначалу в советскую зону оккупации Германии, где Биллу пришлось учить русский язык (приятный лёгкий акцент чувствуется и сегодня), потом – в СССР, где он поступил на биофак МГУ, работал в АПН и в советском агитпропе на Иновещании, потом – первые телемосты, демократическое прозрение, отъезд в США, триумфальное возвращение, академия ТЭФИ…
Много лет на передачи к ВВ, как на партхозактив, приходят высшие чиновники и докладывают ему о проделанной работе. И нервничают, произнося его сакральное имя-отчество, и ведущий действительно строг, хотя часто вкрадчив и добр; беспощаден только к излишним проявлениям патриотизма в речах некоторых его гостей недостаточно либеральной ориентации, впрочем, в основном он приглашает людей проверенных, хорошо зарекомендовавших себя в годы, когда Первым каналом руководил его друг Бадри Патаркацишвили.
В «прощалке» предпоследних «Времён», заговорив о критике «Одноэтажной Америки», ВВ признался, что любит США. И это замечательно – любовь, конечно, лучше ненависти. Но любовь бывает такой «любовной», что даже как-то неудобно – слепа она и зла… Америка Познера – страна его счастливого детства, с нежностью воссозданная им в полном недетского восторга многосерийном проекте, – не похожа на Америку Твена, О’Нила, Хемингуэя, Фолкнера, братьев Коэн («Большой Лебовски»), Майкла Мура («Фаренгейт 911»), Оливера Стоуна («Прирождённые убийцы», в этом фильме много сказано и о том, к чему привело США гениальное изобретение Зворыкина). Она совсем не похожа на Америку, которая бомбила Белград, уничтожила Ирак, окружает Россию натовскими базами, имея проблемы с огромным государственным долгом, рецессией и т.д. Об этих Америках в первых четырёх сериях ни слова.
Фильм зачем-то начинается с распределения ролей. ВВ назначает себя как бы Ильфом, потому что, по его мнению, тот, конечно, был красивее (??), Ивану же Урганту достаётся роль «некрасивого» Петрова. То есть начинается всё с явной натяжки и ерунды. К советским сатирикам, описавшим своё путешествие по США, фильм имеет лишь косвенное отношение, а ВВ с Ургантом – никакого. Обильно используются цитаты, как во времена коммунистического мужания ВВ по всякому поводу находились цитаты Ленина. В первых четырёх сериях вообще нет ничего «ильфопетровского», сатирического. Этот нескончаемый панегирик по жанру ближе к «Божественной комедии», только здесь путешествуют не по кругам ада, а по райским кущам, где Познер – мудрый дедушка Вергилий, а Ургант… нет, ему досталась роль не Данте, а Ивана то ли Бездомного, то ли просто Дурака, которого ВВ учит «родину любить». Обычно остроумный Иван в первых сериях скукожен и низведён до жалкого, ёрничающего туриста, не смеющего задать своему знаменитому гиду ни одного неудобного вопроса.
Получилась откровенно проамериканская агитка, и её во время страшного падения в мире популярности США удалось разместить на главном федеральном канале России. Финансировали проект не только Первый и названные Госкомитеты гг. Швыдкого и Сеславинского, но и две государствообразующие компании США: Форд и Макдоналдс. Вот почему им посвящены такие подробные, немыслимо комплиментарные, очевидно рекламные сюжеты. ВВ, которому матушка в детстве запрещала есть гамбургеры (что естественно для тех, кто знаком с высокой французской кухней), смачно разжёвывает их в кадре и нахваливает, и говорит, что в обычном ресторане гамбургер «не то», а вот здесь, в Макдоналдсе, – самое оно. Потом следует длинное, коленопреклонённое интервью с владельцем этой фирмы. Ну чересчур! Стыдно даже как-то за неподкупного президента ТЭФИ, но, как видно, гамбургеры «не пахнут».
Вся четвёртая серия посвящена толстякам. Бич Америки, по мнению ВВ, ожирение. 30% богатых и продвинутых бегают, как и Билл Владимирович, играют в гольф, принимают важные решения, а остальные 70% сидят за компами-теликами и жиреют. Встаёт проблема дискриминации толстяков, и они борются за свои права. Но они не больные, а просто, пардон, жрут бигмаки и не хотят останавливаться, жиреют и требуют, чтобы над ними не смеялись. Я раньше иронически относился к высказываниям Михаила Задорнова о «тупых америкосах», но ВВ, сам того не желая, убедил, что сатирик по крайней мере на 70% прав... Любовь зла.
Вот интересно, а смог бы сейчас какой-нибудь Фил Донахью на CNBC еженедельно в течение четырёх месяцев объясняться в любви к России? В порядке обмена? Путешествуя с камерой по маршрутам Джона Рида или Герберта Уэллса: по Кремлю, по Невскому, посетить Третьяковку, кафе «Пушкин», восхититься Суздалем и Вологдой, заглянуть на грандиозное строительство Москоу-Ньюс, побывать в онкологическом центре академика Давыдова, где делают операции, которых ни в каком Кливленде делать пока ещё не умеют?.. Нет, боюсь, что сейчас это исключено – не дадут: Фил как-то попробовал было покритиковать правительство США за Ирак, так его сразу и выперли с телевидения. Вот и Билл побаивается. Не нас. Нас он не клялся «защищать от всех врагов, иностранных и отечественных, на военной, на боевой или гражданской службе»…
В упомянутой «прощалке» о своих чувствах к России Познер дипломатично умолчал, а тем, кто её всё ещё по старинке или по наивности любит, нравоучительно намекнул, что любовь – это значит видеть не только хорошее, но и недостатки. То есть он про мать свою (родину) обязан говорить только хорошее, а мы про свою – только горькую правду. Вот такой телевизионный гиперболоид Владимира Познера. Впрочем, может быть, следующие серии будут более объективны.