Отдельная история с жемчужиной Золотого кольца, Переславским музеем-заповедником (на снимке). Он отметил 95-летие и по решению Департамента имущества Ярославской области до 2018 года должен переехать из своих зданий, в частности, из Никольской надвратной церкви (уже этой осенью!), Успенского собора и Горицкого монастыря, возвращаемых в ведомство Ярославской епархии РПЦ. Но пока никаких помещений музею для размещения 90 тысяч предметов не выделено. Предполагается, что это будут старые корпуса завода ЛИТ (там есть постройка 1839 г.), заброшенные и никак не оборудованные. И даже не на ремонт, а собственно, на приобретение этих зданий и земли под ними нужны 400 млн. рублей плюс разработка концепции нового музея – это около 6 млн. рублей. В бюджете области такие вложения в культуру не предусмотрены, так и у музея этих денег, разумеется, тоже нет. Хотя дата переезда определена неслучайно – к празднованию 800-летия Александра Невского. Музей-заповедник находится в подвешенном состоянии, не очень-то понимая свои дальнейшие перспективы. Понятно одно, если и случится этот переезд, то музей будет совсем другим – да, современным, интерактивным, мультимедийным, с парковками и ресторанами, но это уже музей европейского образца, максимально удалённый от национальной аутентичности. Но именно за уникальной и неповторимой русскостью туда приезжают иностранные туристы, именно на таком культурном наследии мы должны растить наших детей…
«Культура должна развиваться при помощи и поддержке государства, – сказал посетивший «Манеж» глава правительства Дмитрий Медведев. «ИНТЕРМУЗЕЙ-2014» много внимания уделил зарубежному опыту: специалисты из Венгрии, Германии, Англии, Голландии, Норвегии, Франции говорили на семинарах и тренингах о внедрениях новых технологий, чтобы все, кто занимается музеями у нас, могли сориентироваться в том, как дорогостоящие IT-приспособления, мультимедийные гаджеты, сенсорные панели, 3D-очки применять на практике. Эти игрушки весьма занимательны, необычны, забавны. Новое зачастую безвозвратно ломает предыдущее, и многим так и хочется поломать поднадоевшие стереотипы в организации выставок, подчёркивающие определённую консервативность учреждений культуры. Однако не всегда и не в каждом музее эту консервативность следует «модернизировать». Каждый музей имеет индивидуальное «лицо», своё наполнение и, дополняя общую картину, даёт представление нашим соотечественникам о том, что Россия имеет и на экспозиционных стендах, и в музейных запасниках истинные сокровища, что она богата и сильна.
Всероссийский музей А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) накануне празднования 215-летия поэта представил в рамках фестиваля свои мультимедиапроекты и виртуальные центры в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также провёл круглый стол на тему: «Литературный музей и современное массмедиа-пространство». Подобная постановка задач в работе любого музея, безусловно, способствует популяризации как его самого, так и развитию тематической направленности. На стенде – осуществлённый мультимедийный архив, виртуальные туры, театрализованные и музыкальные экскурсии, а также ожидающие реализации проекты: «Три эпохи музея», «Незабвенный 1814-й», «Семейные реликвии Пушкиных», «Нащокинский домик», «Возрождённая усадьба»… При этом соблюдён необходимый баланс: в шести зданиях музейного комплекса бережно сохраняется дух консерватизма, поскольку отступление от него идёт вразрез с изначально, 135 лет назад заложенной идеей мемориального назначения музея.
Весь фестиваль своей концепцией демонстрирует хороший промоход, когда музей презентует не какую-либо коллекцию произведений искусства, персональную выставку художника, жизнь и быт известного человека, эпохи, города, страны, а сам себя. Не предоставить стены и территорию для ознакомления публики с чем-то особенным, а суметь показать собственную «самость», энергию, перспективность, креатив, незаурядность, возможности… Это, конечно, несколько иное направление деятельности, нежели в заданном режиме (а подчас и по инерции) служить экспозиционной площадкой. Но важно не просто отследить тенденции в использовании IT-новинок, но аккуратно и осмысленно суметь вписать их в развитие своего непохожего на другие музея.