Под таким девизом в годы войны работали не только шахтёры Кузбасса, но и машиностроители. По решению Государственного Комитета Обороны СССР в Анжеро-Судженск были эвакуированы заводы «Красный металлист» из Конотопа и «Свет шахтёра» из Харькова. В прошлом небольшое рудоремонтное предприятие, в которое они влились, превратилось в машиностроительный завод союзного значения.
Рудоремонтному заводу предстояло в короткий срок принять и разместить оборудование эвакуированных предприятий. Без введения дополнительных площадей это было немыслимо. Реконструкция старых и строительство новых цехов шли в исключительно тяжёлых условиях. Поступающие оборудование и материалы выгружали не только днём, но и ночью, вручную, при свете костров. Часто люди работали по две смены, станки без промедления крепились, монтажники тут же их подключали и запускали в работу.
Госкомитет Обороны принял решение: через 15 дней после прибытия оборудования установить его и давать продукцию. И этот срок выполнялся. Но рабочих кадров не хватало. Большинство квалифицированных рабочих и мастеров ушли на фронт, к станкам встали женщины и вчерашние школьники, в короткий срок овладевшие профессиями токаря, строгальщика, фрезеровщика. В октябре 1941 года начали изготавливать морские мины, ещё через месяц – собирать зажигательные бомбы.
Появление на востоке страны промышленных предприятий, эвакуированных с запада, потребовало увеличения добычи угля в Кузнецком бассейне. А достичь этого можно было, лишь увеличив выпуск шахтных механизмов. Так, в 1942 году в военной судьбе завода начался новый этап. Переход был чрезвычайно трудным. Цеха, рассчитанные на изготовление боеприпасов, невозможно было использовать для сборки тяжёлого горного оборудования. Дополнительно установили четыре молота, построили современные нагревательные печи. Уже в августе 1942 года на заводе начали выпускать скреперные лебёдки и скреперные грузчики, ленточные конвейеры. Таких темпов подготовки и освоения производства новых изделий ещё не знали.
Линия фронта проходила не только на передовой, где рвались снаряды, но и через сердца людей, работавших в тылу. И они делали всё возможное и невозможное. Подхватив инициативу забойщиков шахты «Анжерская» «Работать за двоих, троих, ушедших на фронт!», кузнец И.К. Полянский и молотобоец Д.Н. Шишов выполнили норму на 600%, бригада кузнеца Н.Г. Гейго – на 500%. Каждый старался внести лепту в фонд Победы.
Люди по несколько дней не покидали цех и, бывало, засыпали за скудным обедом. В комсомольских бригадах родилось соревнование за право называться фронтовой, гвардейской. На одном из собраний мастер кузнечного цеха М.Т. Кузьмин, впоследствии начальник, заявил: «По пуп врастём, но темпов не сдадим».
В дни отдыха, а иногда и после работы молодые машиностроители спускались в забои шахты «Анжерская». Работа на таких субботниках и воскресниках стала обязательным пунктом комсомольских индивидуальных планов. Новый импульс получило стахановское движение. И хотя призы за победу в соревновании выдавались немудрёные (телогрейка, сундук, отрез на костюм), каждый считал делом чести выбиться в лидеры, чтобы острее почувствовать сопричастность Победе, которая ковалась и в тылу. К тому же стахановцам полагались талоны на спецпитание. А это уже супчик с американской тушёнкой, а не баланда с одной картошкой да капустой.
Завод не только выпускал продукцию, но и кормил себя и город. Было создано своё подсобное хозяйство: выращивали крупный рогатый скот, свиней, сеяли овёс, зерновые культуры, овощи. Некоторое время здесь работала своя скорняжная мастерская, цех ширпотреба, где изготавливали ложки, миски, кровати из металла.
В 1943 году завод превратился в мощное предприятие угольного машиностроения. Производительность труда выросла почти вдвое. На машинах и горном оборудовании, выпускаемых новым предприятием, появилась марка «АСШ» – Анжерский «Свет шахтёра». Впоследствии её, рождённую в трудное для страны время, узнают далеко за пределами Кузбасса и нашей родины.
Любовь Чекина, Анжеро-Судженск
P.S. Ещё один машиностроительный завод – харьковский «Красный Октябрь» – был эвакуирован в Ленинск-Кузнецкий. Основную часть оборудования вывезти не успели, прибыли лишь 40 станков. На их базе на территории бывших центральных механических мастерских и мастерских треста «Ленинуголь» был создан завод под тем же названием, который занимался ремонтом и изготовлением как шахтного оборудования (лебёдки колонковые, скреперные и бесконечной откатки, машины сваечно-буровые, станки, рештаки, запчасти и пр.), так и предметов широкого потребления (печи, лопаты).
Подарки фронту
В августе прошлого года Государственный исторический музей объявил о сборе средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому. Собрали за полгода меньше одиннадцати миллионов, а нужно сорок шесть. Прижимистыми стали, и рубля жалко на увековечение памяти героев? Или основная часть сограждан просто ничего не знает об этой акции? Современным пропагандистам поучиться бы у предшественников, которые в годы войны смогли мобилизовать население так, что для фронта, для победы отдавали последнее.
Со всех стен взывали плакаты «Что ты сделал для Победы?». Повсеместно проводились воскресники, субботники, в Фонд обороны отчислялась часть зарплаты. Полученные от населения средства превращались в танки, самолёты, бронепоезда, автоматы. В парткомы, профсоюзные комитеты, исполкомы Советов шли люди, которые несли одежду, обувь и просили передать их в помощь фронту. Кроме того, оказывалась братская помощь территориям, пережившим оккупацию. Шахты, заводы, стройки слали в Донбасс машины, строительные материалы, стекло, лес, хлеб, картофель и другие товары.
В 1943 году в честь 25-летия ВЛКСМ юноши и девушки Прокопьевска собрали на строительство самолёта «Новосибирский комсомолец» 195 тысяч рублей, а на самолёт «Шахтёр Кузбасса» – 1 миллион 67 тысяч рублей. Более четырёх тысяч рублей внесли в фонд помощи семьям фронтовиков.
Пенсионер Кемеровского рудника Ф.Е. Павлов каждый месяц отчислял однодневный размер своей пенсии и за военный период внёс в Фонд обороны 15 тыс. руб. Молодой шахтёр Кемеровского рудника Алексей Трошкин на личные сбережения приобрёл танк и на этой машине участвовал в боях с гитлеровцами. Всего население района внесло в Фонд обороны 1 млн 886 тыс. руб. и сдало облигаций на 350 850 руб.
Труженики паровозного депо станции Белово подарили 235-му штурмовому полку 264-й авиадивизии штурмовик Ил-2. Самолёт под названием «Беловский паровозник» участвовал в воздушных боях на Курской дуге, в небе Украины и Польши. В помощь Красной армии осенью 1941 года началось строительство бронепоездов «Сибиряк» и «Металлург Кузбасса», которые в дальнейшем были сформированы в 42-й отдельный дивизион бронепоездов.
Коллективы цехов прокопьевского завода лампового хозяйства отдавали часть своей зарплаты в Фонд обороны, а рабочие механического цеха внесли денежный вклад на построение танковой колонны.
Все трудовые коллективы Киселёвска в годы войны отчисляли в Фонд обороны ежемесячно двухдневный заработок. А работницы кондитерского цеха Горпищеторга за пять дней работы без отдыха изготовили и отправили Северному флоту 1561 кг пряников, 780 кг белых сухарей, 157 кг печенья, 135 кг конфет, 15 кг шоколада, 500 кг пельменей, 47 кг колбасы, 30 кг сала, 55 кг паюсной икры.
За первые полтора военных года жителями Ленинск-Кузнецкого было собрано в Фонд обороны 1,5 млн рублей. В течение 1943 года передали на строительство боевых кораблей 79 тыс. рублей, самолётов – 1 млн 385 тыс., танков – 671 тыс., в Фонд Верховного Главнокомандующего – 54 тыс., в Фонд обороны – 319 тыс. рублей.
На фронт было отправлено 45 тонн продуктов, 3 тыс. литров водки, 10 тыс. книг, 25 патефонов с пластинками, 15 баянов и гармоней.
Аллея шахтёрской славы
Одно из самых посещаемых мест Ленинск-Кузнецкого – Аллея шахтёрской славы. Этот архитектурный комплекс с памятными вагонетками с названиями угледобывающих предприятий и стелой-копром, символизирующей шахтёрский труд, появилась в городе к 60-летию Кемеровской области. В 2008 году благодаря АО «СУЭК-Кузбасс» была проведена реконструкция аллеи и установлены Доски почёта и стела в честь 125-летия Кольчугинского рудника и выдачи им на-гора миллиардной тонны угля.
Позже рядом с этим памятником поистине героическому труду шахтёров ветераны Великой Отечественной войны, представители администрации города, сотрудники предприятий АО «СУЭК-Кузбасс» и бойцы трудового отряда СУЭК высадили 50 молодых сосен.