В последние годы в Подмосковье появилось немало новых памятников, скульптурных композиций, мемориальных досок работы известных скульпторов, народных и заслуженных художников России. Но, как правило, в тени их прославленных имён остаются те, кто в прямом смысле слова тоже «приложил руку» к созданию этих произведений, выполнял крайне сложную и трудоёмкую работу – отливал их, устанавливал на выбранном месте.
Одним из ведущих предприятий Московской области, благодаря которым Подмосковье украшено многочисленными памятниками, является ООО «Творчество», возглавляемое Владимиром НАУМЧЕНКО. В нынешнем году он был награждён Знаком губернатора Московской области «Благодарю».
– Владимир Фёдорович, как получилось, что вы связали свою жизнь с монументальным искусством?
– Это довольно непростая история. Наверное, волею судьбы было предопределено. Я учился и работал в Москве. Окончил в 1963 году Московский энергетический институт по специальности «Системы кондиционирования летательных аппаратов». И двадцать лет трудился в космической промышленности, куда пришёл на самом её подъёме после легендарного полёта Юрия Гагарина. Нашу группу в институте готовил «для себя» генеральный конструктор одной закрытой космической фирмы Григорий Иванович Воронин. Всей группой мы попали к нему по распределению. Несколько лет я работал и в знаменитом ЦАГИ города Жуковского. Но, к сожалению, в 80‑е годы потенциал космической промышленности резко упал, мне стало неинтересно, и я ушёл. Так случилось, что меня пригласили на Комбинат художественных работ Московского областного Союза художников в Химках. Я возглавил скульптурный цех.
– Не жалеете, что пришлось сменить сферу деятельности?
– Перемена, конечно, произошла резкая. Раньше никаких творческих устремлений у меня не наблюдалось, но переход в эту сферу деятельности мне был по душе. Мы устанавливали памятники по проектам известнейших советских скульпторов и монументалистов: Георгия Нероды, Анатолия Новикова, Андрея Балашова, Альдоны Ненашевой, Дмитрия Рябичева, Юрия Иванова… Мне пришлось много ездить и с художниками по стране, и с художественным советом на приёмку всех работ, чтобы посмотреть и оценить возможности дальнейшего перевода композиций в материал. Мне это очень нравилось. Работы были разнообразные: композиции, памятники, доски, рельефы. У меня появилось много друзей в сфере искусства. Не только скульпторов, но и живописцев, графиков.
Наш скульптурный цех располагался тогда в Сходне, в здании бывшей церкви. Тысячи памятников, изготовленных там, были установлены по всему бывшему Советскому Союзу.
– Когда вы создали собственное предприятие?
– После развала Советского Союза. Тогда произошли изменения и в Союзе художников. Я настолько уже прикипел душой к этому делу, что решил создать своё собственное предприятие. ООО «Творчество» в Химках свою историю ведёт с 1992 года. Трудное было время. Заказы приходилось искать самим. Но поскольку в предыдущие годы мы работали очень ответственно, то сохранились хорошие связи, благодаря которым и удавалось находить заказчиков. В первые годы работы мы выполнили несколько крупных проектов с «Газпромом» в Ямало‑Ненецком автономном округе: установили памятный знак в первом в стране газовом месторождении Медвежье в Надыме, изготовили и поставили стелы в Салехарде и Сургуте…
– С какими авторами вы сейчас работаете?
– Уже много лет мы тесно сотрудничаем с известными скульпторами, народными и заслуженными художниками России Валерием Евдокимовым, Андреем Балашовым, Сергеем Мильченко, Сергеем Казанцевым и многими другими.
В последние десять лет больше стали работать в Подмосковье, выполняя заказы правительства Московской области, а также глав муниципальных образований. В 2005 году по заказу главы городского округа Химки к юбилею Победы в городе была создана Аллея Славы в сквере Марии Рубцовой. Автор центральной композиции «Памяти павших в 1941–45 гг.» – народный художник, член‑корреспондент Российской академии художеств скульптор Валерий Евдокимов.
Много работ мы выполнили с заслуженным художником России Александром Рожниковым. Одной из первых была композиция в Люберцах. Мы устанавливали там памятный знак погибшим воинам‑интернационалистам. На мой взгляд, очень оригинальная получилась композиция – фигура ангела на гранитном двухметровом шаре.
В 2006 году по заказу правительства Московской области отлили в бронзе памятник П.И. Чайковскому. Он установлен в Клину, на территории Государственного Дома‑музея композитора. За что, кстати сказать, получили благодарность от министра культуры правительства Московской области Галины Ратниковой.
Целая серия памятников установлена в Видном. По решению администрации Ленинского района там тоже была создана Аллея Славы. Одним из первых на ней появился памятник «Воин-интернационалист». Затем в конце Аллеи мы поставили беседку под названием «Юность». Она, можно сказать, стала символом влюблённых, туда приходят теперь все новобрачные. Впоследствии за этой беседкой соорудили шуточную композицию «Скамейка примирения». Если у какой‑нибудь пары возникают проблемы – они приходят сюда и мирятся. В этом городе была установлена ещё и композиция «Журавлиная стая».
В прошлом году в День славянской письменности и культуры в Коломне, которая была столицей этого праздника, состоялось торжественное открытие памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – создателям славянской азбуки. Изготовление и монтаж памятника выполнило наше предприятие «Творчество».
И в этом году мы сделали для Подмосковья две большие работы. В августе к 105‑летию со дня венчания Александра Блока и Любови Менделеевой была торжественно открыта памятная композиция у церкви Михаила Архангела в селе Тараканово Солнечногорского района. А один из последних заказов, который мы удачно осуществили,– памятник императрице Екатерине II в Подольске, городе, которому она дала имя. Открытие состоялось в начале сентября.
– Случалось ли вам во время подготовки проекта вносить изменения в авторскую работу?
– Бывают сложные моменты. Довольно много пришлось сделать при установке памятника в селе Тараканово. Необходимо было подготовить территорию, так как там у церкви – обычная лужайка. Сложный постамент был в Коломне, он требовал от изготовителей особых усилий. Но в любом случае корректировку первоначального проекта мы всегда согласовываем и с автором, и с заказчиками. В основном это бывает, когда перед нами встаёт трудновыполнимая задача. Например, по моему предложению были внесены изменения в постамент памятника Екатерине II. По первоначальному замыслу он был большего размера, мы же его процентов на двадцать уменьшили, согласовав эти детали с автором и администрацией города. Художественная ценность и целостность замысла художника от этого не пострадали.
– С какими материалами работаете?
– С самыми разными: гранитом, нержавеющей сталью, бронзой, медью, камнем. Больше всего мне нравится работать с бронзой – это долговечный и качественный материал. Раньше я сам закупал всё необходимое, но сейчас на литейных предприятиях подбирают высококачественную бронзу с добавлением олова, цинка, свинца, для литья очень хорош этот сплав. Нержавейкой занимаюсь сам. К примеру, для Сургута, когда мы работали над стелой «Полёт», понадобился особый сплав, так как там в воздухе присутствуют компоненты, негативно влияющие на материал монумента. И мы долго искали, заказывали в Дании специальный сплав нержавеющей стали. Это была вообще сложная композиция и по производству, и по монтажу. Несколько вагонов понадобилось, чтобы доставить её на место.
Коллектив у меня работает небольшой, но к каждому конкретному заказу привлекается огромное количество специалистов, скульпторов, архитекторов. Есть несколько предприятий, с которыми мы давно сотрудничаем.
– Над чем вы сейчас работаете?
– В мае следующего года планируем по заказу руководства Саратовской области установить в городе Саратове памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Для Сургута уже выполнили эскизный проект доски почёта со стелой. Поступило также предложение из Ухты установить памятник жертвам политических репрессий – монументальную стелу. Так что работы много. Ещё одно интересное предложение поступило из Истринского района. Народный художник России скульптор Сергей Казанцев работает над 10‑метровой скульптурой Сергия Радонежского, которую там планируют установить.
– Владимир Фёдорович, а сами вы, столько лет устанавливая чужие памятники, не хотели создать что‑нибудь своё?
– Знаете, как‑то попробовал вылепить скульптурный портрет, но у меня ничего не получилось. Больше я и не стал. Мне нравится делать то, что я умею. Но к искусству я имею самое прямое отношение, являясь учредителем Союза художников Подмосковья и членом его правления. Принимаю участие в создании галерей, проведении различных художественных выставок и симпозиумов художников и скульпторов Московской области.
– И всё же не бывает ли вам обидно, что при открытии памятников о вас – тех, кто принимает самое непосредственное участие в их установке, не упоминают?
– Так принято, что тут роптать! Хотя вы правы, действительно, в лучшем случае при открытии памятника упомянут ещё архитектора, который работает вместе со скульптором. Но практически никогда и нигде ни в каталогах, ни в справочных материалах, за редким исключением, нет ни слова о тех, кто изготавливает и устанавливает памятники. Меж тем мы действительно делаем сложнейшую работу. Вот яркий пример. Чтобы установить памятник воинам‑интернационалистам в Видном, нам пришлось задействовать вертолёт. Можете себе представить, какой это был труд! Когда к месту установки памятника подлетел вертолёт с композицией 6 на 6 метров и спускал её вниз, собралось полгорода…
Беседу вела