Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 марта 2025 г.
  4. № 10 (6974) (11.03.2025)
Литература Интервью Литературный резерв

Кто построит будущее, если убить героя?

О книге для сильных и уверенных в себе людей

15 марта 2025

Новый роман Алексея Радова – «Не себе» – вышел летом 2024-го в издательстве «Б. С. Г. – Пресс». Текст посвящён актуальным проблемам современного жителя мегаполиса, который ищет ответы на вечные и пришедшие с новой реальностью вопросы, находится в непрерывном движении. Беседуем с автором об этой книге и не только.

– Как встретила роман публика? Когда вы читали главы из него, какая была реакция?

– Я представлял книгу кроме Москвы в Санкт-Петербурге и городах Золотого кольца. Все презентации прошли с большим успехом, многие зрители реагировали совершенно восторженно. Иногда получалось прочесть целую главу, а они немаленькие. Каждый раз перед началом презентации я задавал вопрос публике: культура для себя старается, это алчные дельцы или она, что называется, «не себе», такие трогательные бессребреники? Мнения были очень разные, часто диаметрально противоположные, завязывалась жаркая дискуссия. В романе вопрос этот не путеводная нить, скорее он в общем виде взаимодействует с названием, но давно назрел. Многие считают, что у меня есть чувство юмора, и предположительно это подтверждается, потому что часть людей громко, заливисто смеялась. Были и те, кто увидел в романе нечто трагичное. Это зависит от выбранного для чтения отрывка. Я благодарен всем, кто пришёл, спасибо.

– Вы говорили, что эта работа – веха в вашей биографии и рука помощи из будущего, потому что заранее понимаете, что всех нас ждёт. Продолжите ли вы писать или это некая всё объясняющая точка?

– Я не знаю, что всех нас ждёт, я высказываю опасения, связанные, с одной стороны, с малоактивной общественно-гражданской жизнью, а с другой – с излишним превалированием материально-денежных ценностей над гуманитарными в современном обществе. Роман предполагает определённую модель развития, которая мне кажется наиболее вероятной. Я стараюсь влиять на эту модель и через неё – на общество в целом. В настоящее время готовится к печати мой сборник социологических и философских статей, датируемых началом и серединой нулевых годов нашего века. Социологическое образование и увлечение критической философией очень помогают мне писать художественные книги, решил представить на суд широкой публики корни своих «измышлизмов». Насчёт того, точка этот роман или тире, пока не решил.

– Чем этот роман принципиально отличается от предыдущих?

– Предыдущие романы решены в авангардной парадигме, которая местами незаметна, но местами имеет весьма существенное значение. «Не себе» более традиционный и лишённый, скажем так, всплывающих окон. Кроме того, это самое длинное моё произведение.

– Это роман-предупреждение, ирония или просто описание происходящего, наша жизнь?

– Это «наша жизнь», в более узком смысле жизнь человека, интересующегося происходящим вокруг него в общественной жизни. Что делать, если следование своим идеалам не подкрепляется материально? Куда смотреть, если даже телевизор перестал быть рупором интеллигенции? Зачем что-то делать, если современная философия и здравый смысл артикулируют вящий агностицизм? Герои пытаются ответить на эти вопросы, не забывая про любовь и дружбу. Ирония в романе тоже присутствует.

– Полагаю, исходя из сюжета, мы все застряли на перекрёстке древнерусских восклицаний и причитаний, восстаний и недовольств рабочих и иллюзий, даже галлюцинаций о неизвестном грядущем. Или это просто стилизация?

– Я считаю, что и древнерусское, и рабочие – это то, что постоянно должно присутствовать в дискурсе, а то мы начинаем жить воспоминаниями. Чтобы быть осведомлённым человеком, актуальное должно быть по-настоящему свежим и глобально представленным вовне. Я не делаю стилизаций, стараюсь высказываться максимально реально.

– В книге просто потрясающе детальное описание всего и какое-то бешеное движение, которое ощущается и в перемещениях героев, и в диалогах. Что вы хотели этим показать?

–Просто в этом романе много героев. Современные писатели обычно экономят, и действующих лиц в их ординарных сюжетах немного. Но если взять классику, Достоевского, Гоголя, то мы увидим, что героев около или более десяти и между ними организованы разные сюжетные линии. Плюс «Не себе» построен на перемещениях в пространстве: Москва, Петербург, Египет, Абу-Даби, российская глубинка. Это влияет на сюжет. Вообще, мне кажется, люди должны постоянно перемещаться, в том числе в те места, где они ещё не бывали, это часть альтер-эго современного человека.

– В тексте есть фраза: «Романист работает с современным материалом, не его вина, что скабрёзности и сальности пролезли и в язык». Она о вас? Есть ли вообще тогда смысл писать крупную форму? Бытует мнение, что время романов прошло...

– Современная проза сильно страдает от отсутствия цензуры. Одни сальные слова подходят одним, другие другим, и получается, что всё время кто-то недоволен. Надо не вводить запрет на обсценную лексику, а иметь проверяющий орган и все претензии возмущённых людей отправлять государственной коллегии, специальным чиновникам. Люди не понимают, что это вредители, которые за счёт не столь значимой сальной подробности снижают интерес к произведениям, вызывают претензии к авторам. Русский язык содержит в том числе слова, элиминирующие влияние слова, уничтожающие внутреннюю красоту языка и гармонию удачных словосочетаний. Если на этом циклиться, теряется прелесть романов. Многие этим пользуются, чтобы выбить у автора почву из-под ног. Время романов не прошло, сколько всего издаётся, сколько людей читает. Даже в эпоху массовой смартфонизации многие читают печатные книги в метро. Сейчас как раз время крупной прозы. Людям более интересно прочесть толстую книгу, полностью понять автора, перенять его ценности и практики. Хотя сам я, как правило, ограничиваюсь не самым большим объёмом. Вроде у меня богатый язык, так хочется думать.

– Вы вводите в текст неких «сноходящих» и «трансеров», способных оживать в другом теле и давать дополнительную энергию. Это необходимость для человека будущего?

– Было бы здорово, если бы не только электрифицированные фантазии писателей сбывались, но и связанные с торжеством магии, потустороннего. Я имею в виду кроме фильмов ужасов – это было бы печально. Вообще сны – это очень интересно, они живые и похожи на чудеса. Хорошо бы, чтобы мы немного взяли от того первобытного племени, которое считает, что сны – основная цель жизни. Но, как всякая магия, сны не очень любят рассуждения о них.

– Вы объясняете природу сна, смысл медитации, ближе к концу романа – тезисно собрали рекомендации для улучшения духовной стороны жизни. Есть ли в этом буддистские веяния?

– Безусловно, я вдохновлялся буддистской традицией при написании этого. Однако православный встречает схожие эффекты в молитве и смирении. Вообще, мне очень нравится буддизм, хорошо бы в Москве построили буддистскую ступу и ашрам. Люди, которые верят в жизнь после смерти, должны быть союзниками.

– Неужели любовь в конечном счёте сведётся к чему-то только физиологическому и материальному? Вспоминаю эпизод, где главный герой выбирал между девушкой и дорогой машиной...

– Вот такие они, буржуи! Чем выбрать честного пи­сателя, днями и ночами пекущегося о судьбе страны, находят себе богатых буратино. Вообще в богатстве есть много плюсов: можно поехать в путешествие, например. Нельзя оголтело агитировать против материальных благ. Во всём есть баланс. Любовь, конечно, во многом зависит от физиологического фактора, так уж мы устроены, но можно бороться с материализацией любви. I am a material girl – пела Мадонна, но не стоит недооценивать простые человеческие черты характера: доброту, преданность своему делу, стремление к истине, силу воли.

– После всех насыщенных и порой не слишком приятных событий как минимум для двух героев вы сделали счастливый финал, хотя он мог быть любым, почему?

– У меня в романах пока всё хорошо кончается. А вот рассказы жёсткие, там постоянно трагический финал. Жалко героев, я с ними свыкся, хотя мировая культура настойчиво рекомендует друга главного героя убивать, а то и его самого или, к примеру, героиню. Вообще, это ошибка хиндсайта*. Кто будет строить общество будущего, если героя убить? Вообще, такие мысли есть, но пока жалко – у них же есть имена, фамилии, образы. Но я подумаю, может, сделаю что-нибудь потрагичнее, чтобы затронуть чувствительные фибры души.

– Как бы вы определили читателя «Не себе»? Какой он?

– Это сильный, уверенный в себе человек, который верит в свои ценности и Россию.

_____________________

*Хиндсайт — это ретроспективное искажение, при котором человеку свойственно считать произошедшие факты предсказанными заранее, несмотря на то что информации о них не было.

Обсудить в группе Telegram

Мария Низова

Родилась в 2004 году в городе Иваново. Студентк... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Секретные коды

    28.05.2025
  • Этюд о «праведной ненависти»

    28.05.2025
  • Свобода у каждого своя

    28.05.2025
  • Сибирский герой нашего времени

    28.05.2025
  • Любовь – лучшая защита

    28.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS