Пьянство в России давно уже признано национальной бедой. В среднем россиянин потребляет в год, по статистике, 18 литров спирта, тогда как 15 литров достаточно для вымирания нации. Но у алкоголя (символом которого в России стала водка) помимо его влияния на физиологию есть и другая – внешняя – сторона. Я говорю о бутылочной этикетке. Она не участвует в формировании алкогольной зависимости, но изменяет наше мышление.
Для того чтобы продать товар, нужно сделать его узнаваемым. Нужно так его преподнести, чтобы покупатель, увидев этикетку, обрадовался ей, как старому другу. Именно это узнавание и учитывают в своей работе те, кто создаёт бренды, то есть легкоузнаваемую символику товара. Но вот загадка: иногда эта символика идёт вразрез и со смыслом самого товара, и с нашими нравственными, историческими и другими ценностями.
Создатели брендов спекулируют на наших чувствах (в том числе на чувствах патриотических, религиозных), так как знают, что человек на чувственном уровне запоминает лучше, чем на логическом. Вот так слово, пришедшее к нам с бутылочной этикетки, заставляет нас по-новому мыслить, хотя и сами мы можем этого не осознавать.
Вот, например, водки с «русскими» названиями: «Русь-матушка», «Русская», «Русская слава», «Русский характер». То есть теперь продать «Русь-матушку» можно совершенно законно – с магазинного прилавка.
Очевидно, что названия эти поддерживают древний, укоренившийся миф о беспробудном русском пьянстве. И, с другой стороны, разве у нас нет иной славы, кроме водки? Нет великих военных побед, космических взлётов, трудовых подвигов?
Есть и иные «патриотические» названия нашего рокового напитка: «Гербовая», «Георгиевская», «Моя Вологодчина», «Господа-офицеры». Не придумаешь лучшего способа унизить русское воинство, чем назвать водку «Господа-офицеры». А герб на «Гербовой», видимо, преобразован из государственного. Кстати, о символике. Изображение всадника на государственном гербе восходит к иконе святого великомученика Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых на Руси святых. Георгиевская лента (которая присутствует на водке «Георгиевская») также символикой своей восходит к этому святому. Георгий Победоносец, как вы помните, копьём поражает змея. А ведь зелёным змием называется порок пьянства. Само выражение «зелёный змий», по одной из версий, родилось на стыке выражения «зелено вино» и библейского образа дьявола-змея. То есть этикетка на бутылке «зелёного змия» символически связана с тем, кто этого «змия» побеждает. Не абсурд ли?
Впрочем, есть ещё более абсурдные названия, например, те, которые соотносятся с церковными темами. Как, скажем, можно назвать водку «Богородская», если чудесно обретённой и чудотворной иконе именно Богородицы («Неупиваемая чаша») молятся об избавлении от недуга пьянства? Как можно назвать водку «Благодать», если сам этот напиток призывает на пьющего отнюдь не благодать, а нечто как раз обратное? Ну и наконец водочное название «Преображение» мог придумать только угрюмый, отягощённый злой иронией человек.
Ещё водку называют именами выдающихся исторических деятелей. «Афанасий Никитин», «Семён Дежнёв», «Ерофей Хабаров», «Иван Сусанин», «Князь Шуйский», «Барон Врангель» – это далеко не полный перечень подобных наименований. Обращение к именам – это если не безнравственный, то уж по крайней мере исторически вредный способ рекламы. Представьте сцену: приходит сын из школы, с урока, на котором узнал, как Иван Сусанин спас Россию, а отец дома квасит, и на столе у него бутылка с этикеткой «Иван Сусанин». Не придёт ли сыну в голову печальная мысль: «А теперь «Иван Сусанин» погубит нашу семью…»
А вот что пишет производитель о своей водке «Юрий Долгорукий»: «Легендарный князь, основавший Москву и заложивший крепостные стены Кремля, думал о благополучии и процветании своей страны. Об этом думаем и мы, предлагая вам эту уникальную по качеству и технологии водку».
Вы только подумайте: предлагая продукт, который может стать причиной демографической катастрофы, производитель уверяет нас, что думает о благополучии и процветании своей страны! Да будь водка хоть тысячекратна по качеству, она компотом всё равно не станет и так же будет засасывать в алкогольную бездну всё новых и новых своих подданных.
Так можно хотя бы не приравнивать себя к князю Юрию?
Были случаи, когда выпуск марки прекращали, потому что понимали, что напиток сей порочит имя! Так, в 2001 году, после канонизации Фёдора Ушакова, водка «Адмирал Ушаков» была снята с производства. И сделано это было по просьбе архиепископа Мордовского и Саранского Варсонофия и главы Республики Мордовия Николая Меркушкина.
Но если присутствие святого на бутылке бьёт по нашей вере, то присутствие прославленных генералов, князей, первопроходцев – по нашей исторической памяти.
Eсть много марок с нейтральными названиями, которые не вызывают протеста. Но задумаемся вот над чем: государство заинтересовано (по крайней мере так должно быть) в том, чтобы пьянство Россию не погубило. Сухой закон – малореальный да и бессмысленный вариант решения проблемы. А что было, если бы водку стали называть по сути, например: «Деградация», «Похмелье», «Тремор» и т.п.? Конечно, никто так называть не будет, это ведь идёт в разрез с законами любого пиара! А он, видимо, для некоторых водочных королей важнее Родины.
Но неужели нельзя хотя бы отказаться от названий, которые обманывают и унижают нас?
, пос. Шексна Вологодской обл.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
КОД ССЫЛКИ: |