Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Кто рисует в книжках?

01 января 2007

ПОРИСУЕМ!

28 сентября в детском центре «Мусейон» при Государственном музее изобразительного искусства имени Пушкина состоялась презентация выставки «Художники книги – детям. Искусство иллюстрации», посвящённой мастерству графики в детских книгах. Экспозицию открыл известный детский писатель С.В. Михалков, который отметил, что иллюстрировать книги так же сложно, как и наполнять их текстовым содержанием. Ему же принадлежало право встречи почётных гостей мероприятия – международной делегации по детской книге, приехавшей из Канады.
Небольшая по своему объёму выставка представила самые яркие примеры книжных иллюстраций художников разных поколений, разнообразных стилевых направлений, с непохожей друг на друга техникой исполнения. Но все экспонаты объединяло одно – любовь к детским книгам, которыми зачитываются даже взрослые. Здесь были давно знакомые нам и всеми любимые сказки Гофмана «Щелкунчик» и «Крошка Цахес», «Дюймовочка» и «Новое платье короля» Андерсена, иллюстрации к произведениям Радищева, Короленко, Чехова, Заходера, Аксакова, нарисованные «Стихи о кошках» Н. Корсунской и даже картинки из иностранных сказок.
Чтобы рассказать об искусстве детской иллюстрации и обсудить актуальные проблемы культуры для детей, известные искусствоведы, мастера и специалисты этой области собрались за круглым столом, который открылся награждением художников, победивших на Братиславской биеннале.
Примечательно, что в этом году, объявленном Годом ребёнка, Союз художников детской книги отмечает свой юбилей. Российская иллюстрация детской книги обладает богатыми традициями и постоянно развивается. Каждое десятилетие появляются молодые художники, учившиеся у ведущих мастеров книжного рисунка. Как и прежде, наиболее издаваемой литературой является сказка, в которой доминируют картинки с таинственными и фантастическими сюжетами. Но детская литература включает в себя и детские повести, и научно-популярные произведения, требующие реалистичности изображения. Здесь и проявляют себя молодые художники, которые не боятся графических экспериментов. Их лаконичные работы написаны простым языком, полны незамысловатыми деталями и несложными символами.
Другие художники больше интересуются не формой, а выражением чувств, экспрессии. Оформление многих классических произведений решается в нетрадиционном ключе. Появляются книги в виде занимательных игр с разноцветным текстовым шрифтом и фрагментарными иллюстрациями. Наглядный пример этого показал книговед из Финляндии, представив книгу, которая раскладывается в виде оригинальной фигуры с вырезанными силуэтами предметов. Он рассказал о возрастающей в наше время тенденции делать книги очень маленькими, помещающимися в карман, и «подвижными», которые без труда можно сгибать и скручивать в трубочку. Большое внимание уделяется книжной форме в прямом значении этого слова. Так появляются книжки-игрушки.
Также проявляется повышенный интерес молодых специалистов к печатной технике рисунка (литография), технике офорта, позволяющей передавать чувства и настроение автора, коллажу, который в силу своей необычности создаёт эффект кукольного театра, аппликации и силуэтной графике.
Но опытные искусствоведы не спешат хвалить новое поколение художников, которое идёт на поводу у времени. Действительно хорошая иллюстрация тонет в неразборчивой рыночной продукции, ориентирующейся на массовый спрос и потому теряющей своё качество. Критике подверглась и тенденция компьютерного рисования, «которое так же далеко от настоящей детской живописи, как искусственные цветы от живых». Актуально стоит вопрос о выработке большого стиля в детском книжном рисовании. Но, по мнению присутствующих искусствоведов, в творчестве художник не может определиться до тех пор, пока не утвердится большой стиль в произведениях детской литературы. А они подвержены определённому делению в зависимости от уровня развития ребёнка, его воспитания, вкусовых предпочтений родителей.
Нельзя забывать о том, что в книгах в органичном единстве существуют картинка и слово, которое, несмотря на нарастающую тенденцию визуализации, должно сохранять всю красоту, стройность и содержательность книжного языка.
Было отмечено, что мировая литература в целом переживает стадию накопления смыслов, когда уже освоены многие литературные сюжеты и образы. Литературному творчеству и иллюстративному, в частности, требуются новые идеи. Поэтому молодые специалисты, прислушавшись к советам и указаниям классиков литературы и искусства, опираясь на их опыт, через несколько лет смогут представлять собой лицо книжного дела. 

Елена МЕЛЬНИКОВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS