28 сентября в детском центре «Мусейон» при Государственном музее изобразительного искусства имени Пушкина состоялась презентация выставки «Художники книги – детям. Искусство иллюстрации», посвящённой мастерству графики в детских книгах. Экспозицию открыл известный детский писатель С.В. Михалков, который отметил, что иллюстрировать книги так же сложно, как и наполнять их текстовым содержанием. Ему же принадлежало право встречи почётных гостей мероприятия – международной делегации по детской книге, приехавшей из Канады.
Небольшая по своему объёму выставка представила самые яркие примеры книжных иллюстраций художников разных поколений, разнообразных стилевых направлений, с непохожей друг на друга техникой исполнения. Но все экспонаты объединяло одно – любовь к детским книгам, которыми зачитываются даже взрослые. Здесь были давно знакомые нам и всеми любимые сказки Гофмана «Щелкунчик» и «Крошка Цахес», «Дюймовочка» и «Новое платье короля» Андерсена, иллюстрации к произведениям Радищева, Короленко, Чехова, Заходера, Аксакова, нарисованные «Стихи о кошках» Н. Корсунской и даже картинки из иностранных сказок.
Чтобы рассказать об искусстве детской иллюстрации и обсудить актуальные проблемы культуры для детей, известные искусствоведы, мастера и специалисты этой области собрались за круглым столом, который открылся награждением художников, победивших на Братиславской биеннале.
Примечательно, что в этом году, объявленном Годом ребёнка, Союз художников детской книги отмечает свой юбилей. Российская иллюстрация детской книги обладает богатыми традициями и постоянно развивается. Каждое десятилетие появляются молодые художники, учившиеся у ведущих мастеров книжного рисунка. Как и прежде, наиболее издаваемой литературой является сказка, в которой доминируют картинки с таинственными и фантастическими сюжетами. Но детская литература включает в себя и детские повести, и научно-популярные произведения, требующие реалистичности изображения. Здесь и проявляют себя молодые художники, которые не боятся графических экспериментов. Их лаконичные работы написаны простым языком, полны незамысловатыми деталями и несложными символами.
Другие художники больше интересуются не формой, а выражением чувств, экспрессии. Оформление многих классических произведений решается в нетрадиционном ключе. Появляются книги в виде занимательных игр с разноцветным текстовым шрифтом и фрагментарными иллюстрациями. Наглядный пример этого показал книговед из Финляндии, представив книгу, которая раскладывается в виде оригинальной фигуры с вырезанными силуэтами предметов. Он рассказал о возрастающей в наше время тенденции делать книги очень маленькими, помещающимися в карман, и «подвижными», которые без труда можно сгибать и скручивать в трубочку. Большое внимание уделяется книжной форме в прямом значении этого слова. Так появляются книжки-игрушки.
Также проявляется повышенный интерес молодых специалистов к печатной технике рисунка (литография), технике офорта, позволяющей передавать чувства и настроение автора, коллажу, который в силу своей необычности создаёт эффект кукольного театра, аппликации и силуэтной графике.
Но опытные искусствоведы не спешат хвалить новое поколение художников, которое идёт на поводу у времени. Действительно хорошая иллюстрация тонет в неразборчивой рыночной продукции, ориентирующейся на массовый спрос и потому теряющей своё качество. Критике подверглась и тенденция компьютерного рисования, «которое так же далеко от настоящей детской живописи, как искусственные цветы от живых». Актуально стоит вопрос о выработке большого стиля в детском книжном рисовании. Но, по мнению присутствующих искусствоведов, в творчестве художник не может определиться до тех пор, пока не утвердится большой стиль в произведениях детской литературы. А они подвержены определённому делению в зависимости от уровня развития ребёнка, его воспитания, вкусовых предпочтений родителей.
Нельзя забывать о том, что в книгах в органичном единстве существуют картинка и слово, которое, несмотря на нарастающую тенденцию визуализации, должно сохранять всю красоту, стройность и содержательность книжного языка.
Было отмечено, что мировая литература в целом переживает стадию накопления смыслов, когда уже освоены многие литературные сюжеты и образы. Литературному творчеству и иллюстративному, в частности, требуются новые идеи. Поэтому молодые специалисты, прислушавшись к советам и указаниям классиков литературы и искусства, опираясь на их опыт, через несколько лет смогут представлять собой лицо книжного дела.