Коты – друзья наук и сладостных забав: о наших любимых домашних животных: стихи и кое-что ещё: Антология / Сост. Юрий Чехонадский. – М.: Деловой ритм, 2007. – 240 с.
Эту книгу можно смело называть апологией кошек. Составил её многолетний автор «ЛГ», недавно ушедший из жизни Юрий Чехонадский. Немало усилий приложил он, чтобы собрать в антологии в самых различных обличьях и проявлениях литературных котов. Конечно, не обошлось здесь и без Куклачёвых, один из которых приветствует читателя на первых страницах сборника.
Самые разные и самые неожиданные авторы со своими «любимцами» под одним переплётом образуют сумбурное, но оттого не менее интересное собрание. На страницах антологии можно встретить стихотворения Шарля Бодлера и Агнии Барто, Оскара Уайльда и Арсения Тарковского, Константина Бальмонта и Владислава Ходасевича, Мацуо Басё и Николая Заболоцкого. Уроженец Испании кот Мордан и английский пуританин кот Джеффри составляют живописную компанию русскому Ваське. У каждого хозяина – свои манеры. У каждого кота – тоже.
Кот Бодлера, например, «красивый, кроткий, сильный кот», «кот серафический, волшебный». Кошка Николая Ашукина, напротив, «голодная, ощипанная», её глаза «горят звериною тоской». Киска Бориса Заходера ворует сосиски, в то время как кот Кристофера Смарта благородный, галантный кавалер. В стихотворении Глеба Горбовского «Живое» собралась целая банда кошек: «В этой хате уйма кошек! – Тетя Катя, что за блажь? Штук пятнадцать! Много всё же…» А вот Шимблшенкс, Железнодорожный кот Томаса Стернза Элиота: «Зажёгся зелёный кошачий глаз: В пути не будет аварии. Ночной Почтовый идёт на север Северного полушария! Скажем прямо, славный Шимбл – путевой удачи символ». У Шимбла есть чему поучиться другим кошкам. В поезде он, как дома: заглядывает к машинисту, ходит дозором по вагонным коридорам, в случае чего – докладывает проводнице. Без незаменимого Шимбла поезд не может тронуться в путь.
Как трогательны переживания Геннадия Ступина за чёрного бездомного котёнка, которого автор оставляет под дверью своего дома в дождь: «Я часто с тех пор просыпаюсь в ночи И вижу и слышу спросонок, Что к двери моей пришёл и кричит Чёрный бездомный котёнок». А вот как тема звучит у Басё:
Влюблённые коты
Умолкли.
Смотрит в спальню
Туманная луна.
Читатель узнаёт о нескольких ступенях поэтической кошачьей иерархии. Кошки бывают бездомными и домашними, сказочными и мистическими, бывают также кошки-метафоры и фольклорные кошки.
Последние фигурируют в русских народных пословицах, поговорках, загадках, песнях, частушках, также включённых в книгу внимательным составителем. «Без кота и мышам масленица»; «Влез кот на сало и кричит: «Мало!»; «Лисой ухаживает, кошкой увивается»; «Не всё коту масленица, будет и великий пост»; «Яков лаком, съел кошку с маком». Или же загадки: «Белая кошка лезет в окошко»; «Кто родился с усами?»; «Идёт детина, несёт выше себя дубину». А вот песни-гадания: «Сидит кисурка в печурке, Ей теплёшенько, горячёшенько. Кому вынется, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется». И т.д.
Коты-метафоры – это предел, высшая ступень кошачьей иерархии. Каждый такой кот несёт в себе некий закрытый метафорической образностью смысл. «В моём мозгу гуляет важно Красивый, кроткий, сильный кот И, торжествуя свой приход, Мурлычет нежно и протяжно» (Ш. Бодлер). «И воззрю я на кота своего, Джеффри. Ибо он – слуга Бога Живого, служащий Ему ежедневно, усердно» (К. Смарт). Александр Кочетков посвящает своему коту стихотворение, в котором последний больше напоминает верного, преданного друга:
Одна сжигала нас тревога.
Бежали в немоте своей,
Поэт – от ближнего и Бога,
А кот – от кошек и людей.
Между мистическими и сказочными кошками с виду нет большой разницы. Например, тот же Шимблшенск Т.С. Элиота имеет все характеристики, чтобы отнести его к сказочным (или волшебным) котам. Шимбл – кот вездесущий и разумный настолько, что читатель вряд ли удивился бы, заговори Шимбл человеческим голосом. А вот другие кошки: «Заря сменяется зарёй, И старше делаются ночи, А эта кошка смотрит, – очи Каймой обвиты золотой» (Оскар Уайльд); «А промеж рожками ухвата – Не чайник, не чугун, А как бы видимость ушата – Ушастый кот-ведун» (Новелла Матвеева).
Сказочные кошки – персонажи преимущественно детских стихотворений. Здесь и Генрих Гейне со своими «Красными туфлями»: «Кошка была стара и зла, Она сапожницею слыла; И правда, стоял лоток у окошка, С него торговала туфлями кошка». И Корней Чуковский со своим «Котауси и Мауси»: «Подбежала Котауси к Мауси И замахала хвостауси: «Ах, Мауси, Мауси, Мауси, Подойди ко мне, милая Мауси!». И А.Д. Агафи со стихотворением «Котёнок и Чиж»: «Котёнок с Чижиком от самой колыбели Всё вместе жили как друзья».
Домашние кошки – антиподы кошек беспризорных. Если первые живут в тёплом, безоблачном мире под ласковой рукой хозяина, то последние – маргиналы, обделённые и лаской и хозяйской заботой. Если открывает книгу нежное бодлеровское: «Мой котик, подойди, ложись ко мне на грудь, Но когти убери сначала. Хочу в глазах твоих красивых потонуть – В агатах с отблеском металла», то завершает стихотворение Владимира Степанова:
Я не рад,
что хозяином в отчине
Оказался. Так горько мне
Бросить кошек
бездомными…
Отче наш,
Приюти их
на этой земле!..
Самые разные и неожиданные коты собрались на двухстах сорока страницах по воле Юрия Чехонадского. Каждый кот по-своему уникален. Не зря Чехонадский в своём вступлении пишет: «Светлую радость, добрую улыбку и слёзы – горечи и умиления – вызовет у читателя эта книга… Ну а если говорить по правде, эта книга, люди, о нас…» Действительно, жизнь домашних животных так или иначе связана с людьми. И книга, названная строкой Шарля Бодлера, тому подтверждение.