
Вероника Крашенинникова, политический аналитик, исследователь
Католики – самое многочисленное христианское сообщество, оно насчитывает порядка 1,4 миллиарда человека, а Ватикан – самая давняя и влиятельная государственная структура в истории. Смена власти после ухода из жизни «папы бедных» Франциска имеет важнейшее значение. Выбор нового понтифика тем более значим, что многие политики всё глубже раскалывают мир на «либералов» и «консерваторов», католицизм используется как инструмент «культурных войн», а Вашингтон вступил в борьбу за Святой престол.
Для верующих людей вера – источник душевных сил, надежды на лучшее будущее, психологическая поддержка в меняющемся мире. Народам религия может давать согласие и процветание, а может – подталкивать к ненависти, вражде, насилию и войнам. Крестовые походы Средневековья под предлогом «освобождения святынь христианства» нацеливались на захват земель и установление контроля над народами. Правящие классы направляли тогда ненависть паствы против мусульман и еретиков, то есть несогласных.
Папа Франциск, выходец из Аргентины, был первым более чем за 1200 лет неевропейцем во главе Ватикана. Вступая в 2013-м на престол, он также впервые принял имя Франциск – в память о святом Франциске Ассизском, символе аскетизма в истории католицизма. Его именем был назван орден францисканцев, которые принимали обет бедности и отказывались от собственности. Папа Франциск ввёл женщин в управление Ватиканом. Он утверждал человеческое достоинство мигрантов. Россию видел «великой, просвещённой, с великой культурой и великим человеколюбием» – эти слова произнёс в августе 2023-го. Выступая за мир, Франциск не стал заложником идеологии Запада и допускал, что «лай НАТО у дверей России» сыграл негативную роль в эскалации кризиса на Украине.
Украинские радикалы за эти слова сделали папу мишенью для ненависти и насилия, внесли в базу одиозного сайта. Крайние консерваторы в США и Европе критиковали Франциска как «либерала». Американский радикальный стратег Стивен Бэннон, принёсший неожиданную победу Трампу в 2016-м, начал выстраивать силы против Франциска ещё десять с лишним лет назад. Через разветвлённую сеть религиозных и общественных организаций воинственное консервативное лобби продвигает свою повестку против современного государства и общества. Католики-традиционалисты внедряют в церкви так называемую тридентскую мессу на латыни – паства не должна даже понимать, чему молится. Вице-президент США Джей Ди Вэнс, протеже сформировавшегося в условиях апартеида техномиллиардера Питера Тиля, перешёл в католицизм в 2019 году – это было политическое решение. Причём Вэнс стал не просто католиком, а присоединился к ордену доминиканцев, известных как «псы Господни». Во Франции крайне правый политик Эрик Земмур в 2021-м назвал свою национал-консервативную антииммигрантскую партию «Реконкиста», связав название с историей изгнания мусульман с Пиренейского полуострова в Средневековье.
Наиболее реакционные группы капитала посредством выдвинутых ими политиков, идеологов и «философов» мечтают установить неосредневековье с инквизицией и реконкистой. Ведь при феодализме проще управлять и контролировать народы, максимизировать свои прибыли. Для этого им нужен «свой» глава Святого престола.
Папа Франциск прекрасно понимал их цели. В ближайшие недели увидим, победит ли тёмная реакция или умеренные религиозные силы.