В наших СМИ и соцсетях продолжается бурная дискуссия о Курильских островах. Недавно премьер-министр Японии отправился в Нагано, на родину своих предков, и там, стоя у могилы отца, поклялся поставить точку в переговорах с Россией по заключению мирного договора. Спрашивается: в чём смысл поступка? В чём его символическое значение? Ответить на эти вопросы будет проще, если вспомнить родословную нынешнего премьера Японии.
Его отцом, как известно, был Синтаро Абэ, в 1982–1986 годах работавший министром иностранных дел Японии. Он тоже мечтал поставить жирную точку в вопросе Курил и вёл безрезультатные переговоры на сей счёт. Меньше знают о том, что Синтаро Абэ до назначения в МИД успел посидеть в нескольких министерских креслах и как глава консервативной фракции Либерально-демократической партии (ЛДП) дважды выдвигался на пост премьер-министра. Однако в 1987 году он занял лишь позицию генерального секретаря ЛДП, у истоков создания которой стоял его тесть. Через год Синтаро Абэ покинул пост генсека из-за коррупционного скандала.
Ещё меньше помнят у нас, что дедом нынешнего премьер-министра был Нобусукэ Киси, у которого Синтаро Абэ сначала был помощником, а затем и зятем, женившись на его дочери – Йоко Киси.
Нобусукэ Киси – весьма интересный исторический персонаж. Начиная с 1933 года в своих публичных выступлениях он регулярно прославлял фашистскую Германию как идеальную модель для японского государства. Занимая в 1935–1939 годах пост советника командующего Квантунской армии по экономике, Нобусукэ Киси фактически руководил тотальным грабежом Маньчжурии и нещадной эксплуатацией местных китайцев и корейцев. В годы войны занимал видные посты в правительствах Хидэки Тодзё и Куниаки Коисо. Они затем были признаны военными преступниками и осуждены Токийским трибуналом. Нобусукэ Киси работал в этих правительствах министром боеприпасов, промышленности и торговли, занимал должность государственного министра.
Стоит заметить, что после окончания войны его тоже привлекали к ответственности как военного преступника, однако в 1948 году Нобусукэ Киси был освобождён и, по выражению американского историка Майкла Шаллера, стал «любимым военным преступником Америки», а заодно проводником американских интересов в Японии.
Уже будучи премьер-министром, 19 января 1960 года в Вашингтоне Киси подписал с президентом Эйзенхауэром американо-японский договор о безопасности, который, по сути, превратил Японию в военную колонию США. Американский журнал «Ньюсуик» назвал тогда японского премьера «сообразительным продавцом из Японии». И хотя ратификация договора в японском парламенте вызвала неслыханные акции протеста в стране и стоила Киси поста премьер-министра, дело уже было сделано…
Кстати, именно после подписания этого договора СССР 27 января 1960 года аннулировал взятые на себя обязательства по Декларации 1956 года, поскольку японская сторона грубым образом нарушила соглашение.
Так что те, кто называет нынешнего премьер-министр Японии потомственным милитаристом и реваншистом, имеют для этого веские основания. Показательно, что даже британская Би-би-си характеризует Синдзо Абэ как крайне правого националиста. Наш известный историк и дипломат Николай Платошкин замечает, что нынешний премьер, возглавляя Комиссию по школьным учебникам истории, отметился полным отрицанием преступлений японского милитаризма в годы Второй мировой войны. Например, публично отрицал, что японцы насильно загнали в бордели для солдат Квантунской армии более 70 тысяч корейских женщин из оккупированной Кореи.
В 2006 году Абэ выступил с рядом других заявлений на японском ТВ и в парламенте, смысл которых состоял в том, что в 1931–1945 годах Япония вела не агрессивную, а исключительно оборонительную войну, что государство Маньчжоу-Го императора Пу И, где зверствовала миллионная Квантунская армия, не было марионеточным и фашистским, что главные военные преступники, осуждённые Токийским и Хабаровским трибуналами, не являются таковыми. Зная эти факты, становится ясно, почему Абэ несколько раз посещал известный храм в Ясукуни, где захоронены казнённые японские военные преступники. Эти действа были восприняты в Пекине, Пхеньяне и Сеуле «равносильными отданию почестей нацистам, повешенным по приговору Нюрнбергского трибунала». Сам храм считается символом японского милитаризма, оскорбляющим память десятков миллионов жертв японской агрессии.
Конечно, сыновья за отцов не отвечают, но стоит всё-таки учитывать, кто и что стоит за спиной нашего нынешнего партнёра по переговорам.
Евгений Спицын,
историк, советник ректора МПГУ