В этом выпуске рубрики хочу поделиться не совсем обычной для себя историей, которая меня взволновала. К тому же она показалась мне крепко связанной с событиями сегодняшнего дня. Поэтому решил поделиться ею с читателями «Литгазеты», тем более что детали и подробности истории почерпнул из готовой к выходу в свет в Чувашии рукописи книги. Но об этом немного ниже, а пока перескажу фабулу чрезвычайного происшествия и представлю уроки, которые можно из случившегося почерпнуть.
Ровно 44 года назад, 24 апреля 1979 года, ушёл из дома в городе Львове и больше в него не вернулся Владимир Михайлович Ивасюк (1949–1979). На тот момент, несмотря на молодость, он был, как сказали бы сейчас, культовым композитором, гордостью Украины на советской эстраде. Ещё бы – автор популярнейших песен! Две самые известные из них – «Червона рута» и «Водограй» становились лауреатами Всесоюзного телевизионного фестиваля советской песни «Песня-71» и «Песня-72». Дважды его произведения в исполнении любимицы страны Софии Ротару представляли СССР на Международном фестивале в польском Сопоте: «Водограй» в 1974 году и «У долi – своя весна» («У судьбы – своя весна») на слова Ю. Рыбчинского в 1977-м.
И вдруг человек пропал. Лишь спустя три недели, 18 мая, его труп был обнаружен в петле на дереве в лесопарке на окраине Львова. Следствие установило, что смерть 30-летнего композитора наступила 26 апреля 1979 года в результате самоубийства.
Конечно, друзья и близкие Ивасюка горько переживали. Но почти сразу, хотя ещё не было каких-либо фактов, указывающих на насильственную смерть композитора, местные националисты с помощью сарафанного радио стали распространять слухи, что с украинским гением Ивасюком руками КГБ расправилась «система».
Чем мог не угодить «системе» молодой композитор, который даже был делегатом ХVІІ съезда ВЛКСМ в 1974 году? И был любим в стране, получал множество писем от благодарных слушателей, которые восхищались его талантом и говорили искреннее спасибо за его музыку. Какой-либо цензуре его творчество также не подвергалось.
Лишь немногие знали, что причина – то ли большая творческая нагрузка (написал 107 песен, 53 инструментальных произведения), то ли особенности организма сказались на здоровье молодого композитора. Ему пришлось трижды проходить лечение в психиатрической клинике. Естественно, эти факты родственники и он сам скрывали. Но, как нередко бывает, распространялись разговоры, что Ивасюку лечили бессонницу и хроническую усталость, на которые он жаловался.
Однако судачили не только о здоровье. Стала набирать обороты тема «оппозиционности» Ивасюка. Говорили о неких «вызовах», которые он якобы бросал советской власти, других подобных вещах. Со временем тема сошла на нет. Однако лет 15 назад организаторы «защиты» имени и чести Ивасюка стали прямо говорить, что его «ликвидировали кагэбисты».
Да, националисты дождались нужного момента. Ряды граждан, точно знающих, как обстояли дела в те времена, значительно поредели, а вступающее в жизнь поколение было взращено не на реальной истории, а преимущественно на «легендах». Оно уже было готово к восприятию лжи, какой бы глупой и нелогичной та ни была. Правду националисты всё настойчивее искажали до неузнаваемости. Всё более странный смысл вкладывался даже в такое понятие, как «совесть».
С приходом Ющенко история о трагической смерти талантливого композитора быстро перешла в принципиально иную категорию. Произошедшее было наречено политическим убийством и взято в оборот. Пропагандистская машина закрутилась с невероятной скоростью. Поддерживалась властями не только морально, но и финансово.
Можно сказать, что понятие «память о Владимире Ивасюке» превратилось в «маленький бизнес» для определённой группы граждан. Они смекнули, что «убиенный Советами мученик Владимир» не просто «легенда», а товар, способный приносить стабильный доход – как политический, так и финансовый. Мифологизированный образ «святого мученика Владимира», умело созданный и оберегаемый, стал важнее истины. Ему даже присвоили 1 марта 2009 года звание Героя Украины. В глазах общественности ради достижения «благородной» цели пожертвовали такой «ерундой», как историческая достоверность, немного изменили цепочку событий и в итоге с ног на голову перевернули причинно-следственные связи.
А теперь об обещанном в начале статьи. Я очень рад, что развенчать миф о «святом мученике» взялся журналист из Чувашии Александр Ткач. Он не один год собирал материалы о творчестве композитора и его трагической смерти. В написанной им книге «Владимир Ивасюк: человек – герой – легенда (ненужное зачеркнуть)» Ткач собрал и обработал внушительную коллекцию из более чем двухсот статей и интервью, которые вышли в печатных и интернет-СМИ с 1979 года. Изучил десяток книг, около тридцати телефильмов и передач по теме. И, конечно, прочитал огромное число копий страниц из уголовного дела по факту гибели Ивасюка. Подчеркну: всё это Ткач собирал почти три десятилетия, используя разные источники.
Основу журналистского расследования составили беседы с людьми, лично знавшими Владимира Ивасюка, и с теми, кто с ним не встречался, но всерьёз занимался исследованием его жизни и обстоятельств смерти. Важно и то, что автор книги молодость провёл на Западной Украине, свободно владеет украинским языком. Кстати, его главный вывод (притом категорический) чёток: ни украинская песня, ни украинская культура в целом никогда не были для властей СССР «опасными». Никто и нигде их не запрещал. Наоборот, советская власть, не скупясь, финансировала национальную культуру всех народов страны, и украинская не была исключением. Делалось очень многое для её развития и поддержки.
Как объяснил мне автор, написать книгу для него было долгом перед памятью об Ивасюке. А ещё и личным вкладом в дело возвращения его соотечественников в реальную жизнь из мифической, придуманной идеологами анти-России. Обсудили мы с автором и ещё одну, достаточно деликатную проблему: кто может издать книгу и как её реализовывать? Автор говорит: «Отношусь к проекту как к несостоятельному в плане коммерции. Особенно сейчас. На Украине книги об Ивасюке прежде разлетались как горячие пирожки. И при мощной медиаподдержке, особенно со стороны государственных СМИ. Сейчас вывести книгу на украинское народонаселение пока нереально. Думаю, когда после СВО мы перейдём к излечению тамошней публики, моя работа должна оказаться востребованной. В России сегодня она может быть интересной всем, кого интересуют вопросы ведения украинскими властями «информационной войны», насаждения антисоветской идеологии, плавно перетёкшей затем в антирусскую. Исходя из анализа всех фактов и обстоятельств, могу сказать, что история с раскруткой идеи «убийства москалями великого украинского композитора» – это составная часть антироссийской кампании украинских властей. И вся эта чушь преподаётся детям в школах! Полно манипуляций и со следствием о его смерти».
Как я убедился, читая исследование Александра Ткача, автор выполнил поставленную перед собой задачу: его работа направлена прежде всего на разоблачение лжи, которой пронизана со стороны украинских властей вся эта история. На мой взгляд, книга «Владимир Ивасюк: человек – герой – легенда (ненужное зачеркнуть)» может стать полезной не только тем, кто занимается Украиной по службе, но и сотрудникам фондов и учреждений, в сферу интересов которых входит борьба с антироссийской пропагандой. Честно говоря, надеюсь, что книга заинтересует и какое-либо федеральное издательство. Ведь в России проживают никак не менее 5 миллионов украинцев, и для определённой их части тема «убийства Ивасюка» интересна и даже болезненна. Многие по сей день живут в рамках идеологических мифов о его судьбе.
Я прочитал работу, как говорится, на одном дыхании. Замечаний по поводу правовых аспектов и комментариев к следственным документам у меня нет. Версия о причинах смерти Ивасюка изложена логично и убедительно. Для публицистического произведения это выглядит очень хорошо. Надеюсь, книга займёт достойное место в строю произведений-бойцов и ещё раз покажет, на что готовы идти и как могут уродовать сознание людей националисты любой окраски.
Евгений Мысловский
Если хотите обратиться к Евгению Мысловскому с вопросом, пожеланием или предложением, направляйте их на почту: litgazeta@lgz.ru с пометкой «Для Е.Н. Мысловского».