Идея возможности безотборочного участия в конкурсе принадлежит Елене Образцовой, которая боялась просмотреть, пропустить талант. «Елена Образцова открыла свой Международный конкурс молодых оперных певцов в 1999 году в родном Петербурге, обнаружив огромное поле для продолжения своей азартной, смелой, победной оперной карьеры, – пишет в буклете, посвящённом открывающему конкурс концерту, музыкальный критик Владимир Дудин. – Она прекрасно сознавала, что в компании молодых теноров, баритонов, басов, сопрано и особенно меццо-сопрано, готовых побороться за звание лучших, она вновь и вновь сможет переживать страсти героев и героинь, которыми жила более четверти века. Но главное, Елена Образцова стремилась помочь молодым певцам в начале их творческого пути». «Мне давно хотелось организовать в нашей стране конкурс, – говорила она, – который бы встал в один ряд с самыми престижными в мире вокальными состязаниями, был привлекателен и профессионально полезен артистической молодёжи, открывал ей творческие перспективы». Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой стал первым в России академическим вокальным конкурсом, имя которому дал не ушедший в мир иной композиторский гений, а живая, активно действующая, продолжающая карьеру певица.
В этот раз вокальное состязание проходило без его основательницы и бессменного председателя жюри, безвременно покинувшей нас в начале года. С одной стороны, конкурс, конечно, осиротел без Елены Образцовой, но с другой – её значение в жизни членов жюри, каждого из которых она успела пригласить лично, настолько велико, что пресс-конференция, посвящённая открытию юбилейного певческого смотра, превратилась в их полуторачасовой рассказ о встречах, работе или дружбе с русской примадонной и о том, какое место занимает Елена Васильевна в истории мировой оперы. Жюри единогласно решило нового председателя не назначать, пусть им невидимо остаётся Елена Великая и Прекрасная. Как сказала Фьоренца Коссотто: «Мы сделаем всё возможное, чтобы достойно нести имя Елены Образцовой». И неслучайно на столе, за которым сидели на прослушиваниях члены жюри, неизменно стояла табличка с надписью «Елена Образцова», а рядом с ней – букеты цветов.
С удивительным вкусом был украшен Большой зал филармонии на концерте, посвящённом открытию конкурса. На органе, занимающем центральную часть задника сцены, висела огромная чудесная чёрно-белая фотография молодой Елены Образцовой, уже тогда в лучах успеха. Слева – фотопортрет в полный рост, запечатлевший одно из мгновений славы, таких многочисленных в жизни Елены Васильевны. Справа – большой экран, на котором демонстрировались фотографии создательницы торжества, фото- и видеофрагменты с её предыдущих конкурсов. С него же транслировались записи выступлений Образцовой, и поныне будоражащие душу красотой и мощью голоса и личности его обладательницы. Она и открыла концерт Третьей песней Леля из оперы «Снегурочка» (в видеозаписи). С ариями из русских и зарубежных опер выступили лауреаты предыдущих конкурсов Образцовой и приглашённый гость – солист Московского театра «Новая опера» Василий Ладюк. Гвоздём программы стал обладатель Гран-при I конкурса Образцовой Ильдар Абдразаков - один из лучших басов современности, украшающий собой сцены самых знаменитых оперных театров мира. Исполнение им арии короля Филиппа из оперы Верди «Дон Карлос», произведшее фурор в зале, подтвердило заслуженность мировой славы певца. С большим энтузиазмом публика встречала колоратурное сопрано Юлию Лежневу, завоевавшую Гран-при VI конкурса. Юлия виртуозно исполнила арию Елены из оперы Россини «Дева озера», вызвав бесконечные овации слушателей. А завершила трёхчасовой концерт, конечно же, Елена Великая арией Эболи из «Дон Карлоса» в записи из её гениального концерта в Японии в 1980 году. Тот концерт – одна из самых звёздных вершин творчества Елены Образцовой, он и сегодня воспринимается как спетый на разрыв аорты.
Что важно для любителей музыки, вход на первый и второй туры был бесплатным, и, несмотря на дачный период, залы не до отказа, но заполнялись. Вот что значит притягательность имени Образцовой – ведь в прослушиваниях участвовали малоизвестные, а чаще вовсе неизвестные певцы! А в фойе Большого зала – для поддержания духа конкурса – открылась фотовыставка, посвящённая Елене Васильевне.
В третий тур прошли 12 участников, а победителем стал тенор из Донецка Тарас Присяжнюк, выпускник Киевской национальной музыкальной академии им. П.И. Чайковского. Он – один из немногих, за кого после первого тура проголосовали все без исключения члены жюри. Второе место занял студент Российской академии музыки имени Гнесиных, участник третьего сезона «Большой оперы» на телеканале «Культура» баритон Бадрал Чулуунбатаар (Монголия). Именно ему сказала тогда входившая в состав жюри проекта Образцова: «Бадрал, ты моё сердце украл».
Третью премию поделили солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра сопрано Эмилия Аблаева и певец из Белоруссии, выпускник Санкт-Петербургской консерватории тенор Владимир Дмитрук. Он же получил приз зрительских симпатий и специальный приз – выступление в спектакле Московского музыкального театра «Геликон-опера». Некоторым участникам, не ставшим победителями, были присуждены специальные премии. Лариса Гергиева, которой принадлежит идея создания конкурса Елены Образцовой, так прокомментировала его итоги: «Очень много хороших голосов, в том числе из малых городов России, но подготовка большинства конкурсантов оставляет желать лучшего. Победили сильнейшие – те, кто правильно выбрал репертуар, наиболее точно соответствующий характеру своего голоса, и кто лучше владеет техникой пения. Но не прошедшие на третий тур имели редкую возможность получить полезные советы членов жюри, что далеко немаловажно для начинающих певцов».
Поразительно, а впрочем, нет – в зале всё время ощущалось почти зримое присутствие Елены Образцовой. Причём это отмечали и участники, и члены жюри, и слушатели. Неслучайно на открытии конкурса Наталья Игнатенко, директор Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства Елены Образцовой, заметила: «Мы будем без неё, но это не значит, что она не будет с нами». И в течение всех дней конкурса не покидало чувство, что Елена Васильевна где-то рядом, что она вот-вот войдёт в зал, а пока наблюдает за всем по скайпу… На этом конкурсе величие Елены Образцовой и её значимость для российской и мировой музыкальной культуры были главными составляющими – так замечательно всё организовала Наталья Игнатенко со своей командой. Они сделали всё, чтобы конкурс стал достоин имени его великой основательницы. И он стал! Елена Васильевна, примите наши поздравления!
Фото Нины Колосковой предоставлено организаторами конкурса