Георгий Данелия. Кот ушёл, а улыбка осталась. – М.: Эксмо, 2014. – 416 с. – 5000 экз.
Эта книга продолжает серию блистательных мемуаров культового режиссёра отечественного кино Георгия Данелии. Она охватывает один из самых двусмысленных периодов нашей истории, 80–90-е годы прошедшего века. Именно в это время Данелия работал над своей знаменитой картиной «Паспорт», приобретшей впоследствии мировую известность. В это же время созданы такие шедевры, как «Настя», «Фортуна», «Орёл и решка». Главную свою творческую задачу автор выразил в названии «Кот ушёл, а улыбка осталась». Это ощущение, которое Данелия хочет закрепить в сознании читателя, стержневой образ, ключевая метафора. Текст построен как чередование небольших историй, балансирующих между анекдотами, байками и мемуарными записками. Каждая из них представляет собой отдельный рассказ, мудрый, с неожиданным поворотом, запоминающийся. Тот добрый тонкий юмор, пропитывающий каждый кадр Данелии, – основа его метода как мемуариста. Нет, он не наивен, не смотрит на мир сквозь розовые очки, но знает, что лишь сквозь призму человеколюбивой иронии можно смотреть на бесконечно и подчас трагически меняющийся мир.
Однажды Данелия спросили: «Почему у вас нету или почти нету отрицательных героев, подлецов, мерзавцев. Неужели они вам не встречались?» Он ответил с завораживающей простотой: «Встречались и много, но они все заперты в мусорном ящике моей памяти, и входа им оттуда в мои воспоминания нету». На страницах этой книги создаётся своеобразная вселенная, населённая большим количеством людей. Интересно, что при такой калейдоскопичности героев автору удаётся найти для каждого характерные черты, приподнять его над текстом, дать читателю возможность полюбить его. Находится место и двум живущим у Георгия Данелии котам. Им посвящена отдельная глава. Причём кот для Данелии не просто домашнее животное, а некий символ уюта, патриархального быта, который не разрушаем никакими катаклизмами.
Любопытно, что сама книга вполне годится для основы киносценария. Ведь время конца XX века в России, наверно, нуждается уже не в глобальном анализе, который, увы, приводит к весьма печальным выводам, а в ретроспективном наблюдении за людьми, которые, несмотря на многие сложности, на необъяснимые развороты судеб, оставались самими собой. Важен ещё один контекст мемуарного труда Данелии. Из его записок видно, что те недостатки, которые многие честные советские интеллигенты связывали с советской системой, оказались просто минусами человечества как такового. СССР ушёл, а проблемы остались. Хорошо, что был ещё кот Георгия Данелии.