Мы хотим, чтобы наши дети росли в благополучных семьях, чтобы они были крепкими и здоровыми, получали хорошее воспитание и образование. Но сегодня в Москве тысячи детей-сирот живут в детских домах, домах ребёнка, интернатах. Что нужно сделать, чтобы они обрели семьи, почувствовали тепло домашнего очага, избавились от холодной казённой обстановки? Здесь многое зависит от местных органов самоуправления, которым с нынешнего года переданы полномочия города Москвы в сфере опеки и попечительства. Сегодня наш собеседник – председатель Комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна ПОРТНОВА.
– Татьяна Арториджевна, хотелось бы для начала разобраться: что же стоит за этими понятиями – «опека и попечительство»?
– Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Сущность опеки состоит в том, что за ребёнка, не достигшего 14 лет, либо за гражданина, признанного судом недееспособным, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, выступают в защиту их прав и интересов в любых обстоятельствах, в том числе в судах.
Попечительство устанавливается над двумя категориями граждан: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и совершеннолетними, ограниченными судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Закон предъявляет ряд общих требований к опекунам и попечителям. В первую очередь, принимаются во внимание их нравственные и личные качества, способность к определённому самоограничению ради принимаемого под опеку или попечительство юного гражданина. Опекунами и попечителями назначаются, как правило, лица, близкие подопечному, главным образом родственники. При их отсутствии опекун (попечитель) назначается по выбору органов опеки и попечительства, конечно же, только с его согласия.
Следует отметить: жизненная практика свидетельствует о высокой эффективности семейного устройства детей, нуждающихся в воспитании и социальной защите. Семейные взаимоотношения дают им возможность почувствовать теплоту домашнего очага, приобрести новый психологический, социальный опыт общения со сверстниками и взрослыми, воспитываться и всесторонне развиваться в нормальной социальной среде.
– Кто сегодня в Москве занимается вопросами опеки и попечительства?
– В муниципалитетах с этой целью созданы специальные отделы. Они работают в тесном взаимодействии с районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, районными органами внутренних дел.
– Отвечает ли действующее законодательство, регулирующее сферу опеки и попечительства, современным требованиям?
– Поскольку мы живём в эпоху перемен, то наше законодательство подчас не поспевает за сегодняшними реалиями. Однако в ближайшее время будет принят новый Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», цель которого – сделать опеку более гибкой, предусмотрев её новые формы. Законопроект, в частности, предусматривает назначение нескольких опекунов или попечителей одному лицу, а также предполагает, что родители смогут заранее определить опекуна детям на случай своей смерти. В нём детально урегулированы вопросы, которые касаются имущества подопечных. Органы опеки и попечительства должны будут выдавать разрешения как на совершение сделок с имуществом подопечных, так и любых действий от имени подопечных. В законопроекте впервые предусматривается введение ответственности опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных.
В столице также подготовлен новый закон «Об опеке и попечительстве в городе Москве», поскольку действующий уже не отражает тех требований, которые сложились за последние годы. Сегодня основные задачи органов опеки и попечительства – это защита имущественных, личных прав и интересов детей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.
– В конце декабря минувшего года Мосгордума приняла закон «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства». В связи с чем появился этот закон и какие конкретно полномочия передаются органам муниципального самоуправления?
– Опека и попечительство переданы органам местного самоуправления, поскольку те ближе всего стоят к населению и могут более эффективно решать многочисленные вопросы, связанные с усыновлением, патронажем, опекой и попечительством. Напомню, что они этим начинали заниматься ещё в 1994 году. Теперь же, когда опека и попечительство вновь стали заботой местного самоуправления, оказалось, что прежний опыт не пропал даром: сформированы кадры, имеется информационная база, в которой собраны сведения о детях, оставшихся без попечения родителей. Установлен механизм взаимодействия различных органов и учреждений по выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, налажены контакты с органами системы профилактики и социальной защиты.
– Записано ли в законе, как будут решаться вопросы финансового и кадрового обеспечения новых полномочий?
– Да, в соответствии с новым законом финансовые средства на осуществление дополнительных полномочий будут предоставляться муниципалитетам в виде субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных образований из городского бюджета. Кроме того, органы местного самоуправления могут дополнительно использовать на эти цели собственные средства.
При подготовке законопроекта были учтены рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации, предусматривающие увеличение норматива по штатам сотрудников. По предварительным расчётам, их будет почти вдвое больше, чем теперь. Общие расходы городского бюджета на цели, определённые новым законом, составят более 713 млн рублей.
Беседу вёл