Страшно за детей
Если бы я расследовал это преступление (а в прошлом я – следователь, прокурор-криминалист), в первую очередь разобрался бы с теми, кто выдал Бекмансурову разрешение на оружие. На основании чего? С медиком, который подмахнул справку, ну и, наконец, с тем, кто продавал ему этот ствол. У продавца помимо служебных обязанностей есть ведь ещё и человеческие. Не задумался, зачем восемнадцатилетнему пацану оружие?
Раньше ребятишек выпускали на улицу безо всякого сопровождения. А сейчас восьми-десятилетних одних выпускают? Нет. Опасно. Когда-то в микрорайонах даже маленьких не очень благополучных городков были спортплощадки. Сейчас в футбол во дворах играют? Когда нам было по 16–18 лет, сидели в подъезде вечером, потихоньку перебирали струны на гитаре и пели песни, иногда взрослые выходили. Не для того чтобы обругать, а чтобы послушать. Теперь ребятишки сутками за компьютерами сидят, в игры играют. А посмотрите, какие там игры? В большинстве ты должен кого-то убить. Убить, чтобы почувствовать себя героем. Эти игры ведь кто-то взрослый создаёт?!
Самое страшное – это может в любой момент ещё где-то повториться.
Леонид Прошкин, адвокат
Утеплять пространство
Все эти проблемы появились тогда, когда мы впустили в нашу страну чужеземные взгляды на мир с чуждыми нам ценностями. Вся жизнь страны должна быть перестроена. Нужно забыть как страшный сон то, что происходило последние тридцать лет, и вспомнить о человеке. Помогать по мере возможности тем, кому плохо, утеплять вокруг себя пространство. Это не только про семью, это и про государство.
Семья, конечно, очень важна. Она должна хранить, аккумулировать опыт и дарить его детям. Нужно противостоять злу. Без эмоций. Без наставления. Передавать традиции, культуру, рассказывать о своих предках. Собираться за столом и вместе читать хорошие книжки. Не аудио включать, а самим читать вслух, чтобы ребёнок слышал родной голос мамы, бабушки.
Человек – существо общественное. Но сейчас идёт крен в сторону уменьшения общения. Соцсети создают лишь видимость общения, в них очень редко идут какие-то добрые конструктивные разговоры, очень часто это просто перебранки, пересуды, ругательства. Это не общение, а его надлом. С одной стороны, соцсети – это явление, безусловно, полезное, потому что люди могут найти информацию. Но не все знают, что такое полезная информация, берут то, что плавает на поверхности, то, что затрагивает лишь их мелкие интересы. Но это не общение, не познание. Это просто суета.
Светлана Старостина, учитель китайского языка
Как вы посмели!
Может ли современная школа распознать неадекватного ученика? Скорее да, нежели нет. Конечно, странное поведение ребёнка бросается в глаза. Но что делать дальше? Самим отвести его в специализированное медицинское учреждение нельзя, школа может лишь дать родителям направление в подобного рода организации. Но бывают такие родители, которые категорично не согласны с мнением педколлектива. И тогда – тупик. Для обращения в полицию и постановки ребёнка на учёт необходим прецедент (грубо говоря, общественно опасное деяние).
У школы сплошные обязанности, у родителей и учеников сплошные права: «Вы не имеете права», «Как вы посмели». Я прекрасно понимаю, что унижать, оскорблять ученика, родителя нельзя. Да и ни один нормальный педагог этого не сделает. Но дети нередко превращаются в провокаторов. Один хамит, хулиганит, а другие снимают на видео. Как быть? Сколько подобных роликов в интернете… У всех наряду с правами есть обязанности. Но далеко не все родители и ученики о них вспоминают.
Андрей Тимофеев, учитель географии
Аккаунт под замком
В дисскуссии, развернувшейся после стрельбы в Перми, многие ратуют за усиление контроля над детьми, в частности за их публикациями в соцсетях. Но это трудновыполнимо. В сегодняшнем мире дети для доступа в соцсети в основном используют телефоны, которые они заполучают уже с шестисеми лет. К подростковому возрасту начинают понимать, что свою информацию надо защищать, и родитель не сможет «пошерстить» их аккаунт, даже зная пароль. Он ведь будет пытаться войти туда со своего компьютера или своего телефона, а значит, на телефон ребёнка тут же придёт СМС с кодом, и он поймёт, что что-то происходит.
На мой взгляд, здесь вообще акцент нужно делать не на техническую сторону, а на воспитание. Если в семье дружба, любовь, жизнью подростка интересуются, он сам расскажет о своих проблемах. Проверка контента в аккаунте ребёнка – это какая-то последняя стадия, допустимая в исключительных случаях, когда подросток пропал, например. Если в семье всё нормально, то зачем такой тотальный контроль?
Андрей Линецкий, программист
Подставим другую щёку?
Добрые люди собрали для семьи покончившего с собой Владислава Рослякова 110 тысяч рублей. Заметьте, не для родных его девятнадцати жертв, а для семьи убийцы, чтобы они могли его «достойно похоронить». А чего он достоин? Только плевка.
Казанскому убийце Ильназу Галявиеву поклонники (а как ещё назвать жалеющих не семерых жертв, а их палача) перечислили 36 тысяч рублей, видимо, чтобы мальчик кушал не только баланду, но и икорку. Сейчас вот на нескольких ресурсах Telegram-канала объявили о сборе пожертвований для Тимура Бекмансурова. Чего будут требовать фанаты и подражатели завтра? Чтобы преклоняли перед жёстко остановленным убийцей колено?
Полина Свердлова, многодетная мать, Новосибирская область
В поисках героя
Вопросами морали и воспитания в забытое советское время занимались постоянно – от детского сада и пионерской организации в школах до комсомольской организации в вузах. А в последние тридцать лет о молодёжи просто забыли. Возникший на развалинах социализма капитализм озабочен лишь личным обогащением. На фоне резкого обогащения одних и обнищания других и возникают ростки ненависти у некоторых молодых людей. Они чувствуют себя никому не нужными, ничтожными, «изгоями». Эти настроения толкают к протесту, а кто-то – самый «отмороженный» – хватается за оружие, пытаясь отомстить за свои неудачи всему миру.
Я не верю, что молодой человек, прочитавший книги Каверина, Рыбакова, братьев Стругацких, Алексина, Хемингуэя, Сэлинджера, Ремарка, сможет убивать людей просто так. Сопереживание вместе с положительным героем обязательно пробуждает в душе ребёнка чувство добра и сострадания. Потому возвращение книги в руки ребёнка считаю самой важной задачей.
Владимир Янов, детский писатель, Воскресенск