Телефильм называется «Столыпин», но постепенно с удивлением обнаруживаешь, что главное действующее лицо совсем не он. Судьба Петра Аркадьевича Столыпина – Александр Устюгов прекрасно подходит для исполнения роли этого отважного человека – на втором плане.
Если судить по времени присутствия в кадре, главный герой – некто Любомиров (Юрий Насонов). В окружении реальных исторических фигур эсеров-максималистов это единственный вымышленный персонаж, притом крайне сомнительный. На вид он очень молод, эдакий Раскольников, внешне похожий на известного пародиста-иноагента, – медик-недоучка, сделавший аборт собственной возлюбленной, отчего она умерла. Избежать преследований полиции ему помогли революционеры, он к ним и прибился, но они ему быстро разонравились, а кровожадного главу террористической группы Любомиров возненавидел и стал сотрудничать с царской охранкой.
Главного террориста, Михаила Соколова – это реальная историческая фигура, – Павел Попов играет как очень тяжёлого человека, мизантропа, ненавидящего не только царизм, но, кажется, всех на свете. Стася Милославская в роли его соратницы и подруги Климовой выглядит очень циничной, как будто на минутку забежавшей из современного сериала про бандитов. Климова – дочь члена Государственного совета, либерала и краснобая (Сергей Барковский), наивного до глупости – он простодушно верит и дочери, и её кавалеру, якобы богатому промышленнику, за которого выдаёт себя Михаил Соколов. Соколов, попавший благодаря «тестю» на важное для промышленников мероприятие, встречает там Столыпина и против всякой конспирации бросает ему в лицо обвинения, которые Столыпин спокойно разбивает, – выглядит это неправдоподобно и смешно. К тому же непонятно, как после этой сцены отец Климовой не догадывается, кто на самом деле «супруг» его дочери. Видно, что ей тоже абсолютно наплевать на всех, в том числе и на собственного отца. Вообще, все бомбисты в сериале крайне неприятные люди. Илья Забельшанский (Артур Федынко), узнав от влюблённой в него террористки (Дарья Коныжева), что она беременна от него, говорит, гнусно улыбаясь, что не любит её. Интересно, создатели сериала читали «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева? Если бы читали, то знали бы, что среди революционеров, готовых жертвовать жизнью в борьбе с деспотией и несправедливостью, таких злобных и необаятельных людей было крайне мало. Иначе за ними не шли бы потом миллионы.
Любомиров в отличие от «коллег» человек сложный, точнее, двойственный, он то охотится на Столыпина, то выдаёт своих товарищей (и их казнят!), то находит других террористов во главе с реальной революционеркой Фейгой Элькиной (улыбчивая эсерка в исполнении Елены Калининой неожиданно очень похожа на Камалу Харрис), тоже ставящих целью убийство Столыпина.
Большой эпизод посвящён легенде (точнее, фейку) о том, что один из первых русских лётчиков, Лев Мациевич (Александр Яценко), якобы летал со Столыпиным на своём аэроплане, но не погубил премьер-министра, как вроде бы обещал террористам (в сериале именно Любомирову), за что потом террористы подстроили Мациевичу аварию, и он погиб. Зачем эта сцена? Доверия к сериалу она не прибавила.
В сериале удачно придумана лирическая линия, которая немного согревает образ Любомирова: он один раз видел старшую дочь Столыпина, Машу, и влюбился в неё. И написал ей письмо, а она ответила – дети премьер-министра (у него, как и у императора, было четыре дочери и сын) в связи с угрозами находились под постоянной охраной, большую часть времени сидели взаперти, и увлечение Маши неизвестным корреспондентом, пишущим романтические послания, понять можно. Правда, вскоре Любомиров подло предаёт эту свою любовь, рассказав о переписке своим бомбистам, и участвует в операции по использованию Маши в покушении на её отца. Революционеры пытались выманить её на якобы студенческий благотворительный вечер, но Маша рассказала о переписке отцу, и полиции удалось разрушить планы террористов.
Да, все ключевые события последних лет жизни выдающегося политического деятеля Столыпина вроде обозначены, но мельком, иллюстративно: и «столыпинские вагоны», и «галстуки», и его отважное поведение в Саратове при подавлении революционных выступлений в 1905 м, и речи в Таврическом дворце и на заседаниях в Совете министров, и страшный теракт со множеством жертв на Аптекарском острове...
Террористическая атака эсеров, переодевшихся в форму жандармов, великолепно снята, всё достоверно и страшно, запомнился самоотверженный генерал (Михаил Васьков), который не пустил бомбистов в кабинет Столыпина. Но внимание зрителя отводится от реальных героев и жертв, а сосредотачивается опять на выдуманном Любомирове, который с браунингом проникает в дом после взрыва, чтобы узнать, жив ли Столыпин, и если только ранен, то добить. Находит его, убеждается, что жив, и... не убивает. После чего зритель вместо того, чтобы разделять переживания и поступки заглавного героя – многодетного отца, у которого чуть не погибла вся семья (семейные сцены Столыпина – это лучшее, что есть в сериале), вынужден погружаться в переживания похожего на Раскольникова, а больше на Смердякова глумливого мерзавца.
После сюжета с Мациевичем Любомиров в петербургском клубе футуристов случайно знакомится с Дмитрием Богровым, который выступал с чтением стихов Рылеева. Богров носит с собой пистолет и готовится к теракту, Любомиров его подговаривает убить именно Столыпина. Богров соглашается, что убивать надо не царя, а деятельного премьер-министра. Но потом, случайно увидев на вокзале Машу, Любомиров в очередной раз переворачивается и сообщает охранке, что в Киеве анархистом Богровым готовится убийство Столыпина, однако предупреждению Любомирова в полиции не придают значения, поскольку Богров тоже агент охранки.
Террориста-одиночку Богрова, двадцатичетырёхлетнего молодого адвоката из богатой еврейской семьи, играет почти сорокалетний актёр Илья Дель, образ убийцы Столыпина подан как будто нарочно вне его реальной истории и хитроумных действий, благодаря которым Богрову удалось обмануть кураторов из охранки и проникнуть в театр, где был не только Столыпин, но и государь император. В сериале же Николая Александровича нет! Ни в киевском оперном театре, ни в одной из серий! Его вообще нет. Есть почему-то его мать, Мария Фёдоровна (поскольку Екатерина Волкова существенно моложе императрицы, многие приняли её за жену Николая II), но императора, сыгравшего огромную роль в жизни Столыпина, в сериале нет. Почему?
И почему всё-таки еврейский пассионарий стрелял не в царя, который отверг проект закона по уравнению в правах инородцев, в том числе об отмене черты оседлости, а в автора этого проекта Столыпина? И не был Богров таким мелким и вздорным субъектом, каким он изображён в сериале. Это убеждённый враг Российской империи, сумевший совершить в одиночку, может быть, главное политическое убийство в России ХХ века. Богров знал, на что шёл. Он убил единственного человека, который, как считают многие, мог уберечь империю от катастрофы.
Нет, главных вопросов в сериале не задаётся и ответов нет, есть глуповатый наглый пустозвон, который стреляет в Столыпина, а дальше мы опять почему-то вынуждены наблюдать за страданиями юного Любомирова.
Говорят, что сериал – экранизация некоего романа, но зачем взяли в работу именно этот роман, а сценарист Тимур Эзгубая и режиссёр Алексей Андрианов его экранизировали?
В заключение отмечу огромный труд большого количества людей, работавших на этом проекте, прекрасны гримы государственных деятелей: Ивана Агапова (Львов), Владимира Юматова (Гучков) и Андрея Урганта (фон Кауфман) я узнал только по голосам – так благородные бороды и бакенбарды преобразили голые актёрские лица. В заседаниях Государственной думы участвовала огромная депутатская массовка, и тут надо также отметить титанический труд костюмеров, одевших сотни сановников… Огромные деньги потрачены на съёмки, и всё это для того, чтобы в финале мы увидели в луже на мостовой якобы раскаявшегося Смердякова?