Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 ноября 2024 г.
  4. № 46 (6960) (20.11.2024)
Телеведение

Кто вместо Столыпина?

Под мощные раскаты рекламного салюта «Россия 1» показала сериал о премьер-министре царского правительства

20 ноября 2024
Чета Столыпиных (Александр Устюгов и Мария Палей)

Телефильм называется «Столыпин», но постепенно с удивлением обнаруживаешь, что главное действующее лицо совсем не он. Судьба Петра Аркадьевича Столыпина – Александр Устюгов прекрасно подходит для исполнения роли этого отважного человека – на втором плане.

Если судить по времени присутствия в кадре, главный герой – некто Любомиров (Юрий Насонов). В окружении реальных исторических фигур эсеров-максималистов это единственный вымышленный персонаж, притом крайне сомнительный. На вид он очень молод, эдакий Раскольников, внешне похожий на известного пародиста-иноагента, – медик-недоучка, сделавший аборт собственной возлюбленной, отчего она умерла. Избежать преследований полиции ему помогли революционеры, он к ним и прибился, но они ему быстро разонравились, а кровожадного главу террористической группы Любомиров возненавидел и стал сотрудничать с царской охранкой.

Главного террориста, Михаила Соколова – это реальная историческая фигура, – Павел Попов играет как очень тяжёлого человека, мизантропа, ненавидящего не только царизм, но, кажется, всех на свете. Стася Милославская в роли его соратницы и подруги Климовой выглядит очень циничной, как будто на минутку забежавшей из современного сериала про бандитов. Климова – дочь члена Государственного совета, либерала и краснобая (Сергей Барковский), наивного до глупости – он простодушно верит и дочери, и её кавалеру, якобы богатому промышленнику, за которого выдаёт себя Михаил Соколов. Соколов, попавший благодаря «тестю» на важное для промышленников мероприятие, встречает там Столыпина и против всякой конспирации бросает ему в лицо обвинения, которые Столыпин спокойно разбивает, – выглядит это неправдоподобно и смешно. К тому же непонятно, как после этой сцены отец Климовой не догадывается, кто на самом деле «супруг» его дочери. Видно, что ей тоже абсолютно наплевать на всех, в том числе и на собственного отца. Вообще, все бомбисты в сериале крайне неприятные люди. Илья Забельшанский (Артур Федынко), узнав от влюблённой в него террористки (Дарья Коныжева), что она беременна от него, говорит, гнусно улыбаясь, что не любит её. Интересно, создатели сериала читали «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева? Если бы читали, то знали бы, что среди революционеров, готовых жертвовать жизнью в борьбе с деспотией и несправедливостью, таких злобных и необаятельных людей было крайне мало. Иначе за ними не шли бы потом миллионы.

Любомиров в отличие от «коллег» человек сложный, точнее, двойственный, он то охотится на Столыпина, то выдаёт своих товарищей (и их казнят!), то находит других террористов во главе с реальной революционеркой Фейгой Элькиной (улыбчивая эсерка в исполнении Елены Калининой неожиданно очень похожа на Камалу Харрис), тоже ставящих целью убийство Столыпина.

Большой эпизод посвящён легенде (точнее, фейку) о том, что один из первых русских лётчиков, Лев Мациевич (Александр Яценко), якобы летал со Столыпиным на своём аэроплане, но не погубил премьер-министра, как вроде бы обещал террористам (в сериале именно Любомирову), за что потом террористы подстроили Мациевичу аварию, и он погиб. Зачем эта сцена? Доверия к сериалу она не прибавила.

Юрий Насонов в роли Любомирова

В сериале удачно придумана лирическая линия, которая немного согревает образ Любомирова: он один раз видел старшую дочь Столыпина, Машу, и влюбился в неё. И написал ей письмо, а она ответила – дети премьер-министра (у него, как и у императора, было четыре дочери и сын) в связи с угрозами находились под постоянной охраной, большую часть времени сидели взаперти, и увлечение Маши неизвестным корреспондентом, пишущим романтические послания, понять можно. Правда, вскоре Любомиров подло предаёт эту свою любовь, рассказав о переписке своим бомбистам, и участвует в операции по использованию Маши в покушении на её отца. Революционеры пытались выманить её на якобы студенческий благотворительный вечер, но Маша рассказала о переписке отцу, и полиции удалось разрушить планы террористов.

Да, все ключевые события последних лет жизни выдающегося политического деятеля Столыпина вроде обозначены, но мельком, иллюстративно: и «столыпинские вагоны», и «галстуки», и его отважное поведение в Саратове при подавлении революционных выступлений в 1905 м, и речи в Таврическом дворце и на заседаниях в Совете министров, и страшный теракт со множеством жертв на Аптекарском острове...

Террористическая атака эсеров, переодевшихся в форму жандармов, великолепно снята, всё достоверно и страшно, запомнился самоотверженный генерал (Михаил Васьков), который не пустил бомбистов в кабинет Столыпина. Но внимание зрителя отводится от реальных героев и жертв, а сосредотачивается опять на выдуманном Любомирове, который с браунингом проникает в дом после взрыва, чтобы узнать, жив ли Столыпин, и если только ранен, то добить. Находит его, убеждается, что жив, и... не убивает. После чего зритель вместо того, чтобы разделять переживания и поступки заглавного героя – многодетного отца, у которого чуть не погибла вся семья (семейные сцены Столыпина – это лучшее, что есть в сериале), вынужден погружаться в переживания похожего на Раскольникова, а больше на Смердякова глумливого мерзавца.

После сюжета с Мациевичем Любомиров в петербургском клубе футуристов случайно знакомится с Дмитрием Богровым, который выступал с чтением стихов Рылеева. Богров носит с собой пистолет и готовится к теракту, Любомиров его подговаривает убить именно Столыпина. Богров соглашается, что убивать надо не царя, а деятельного премьер-министра. Но потом, случайно увидев на вокзале Машу, Любомиров в очередной раз переворачивается и сообщает охранке, что в Киеве анархистом Богровым готовится убийство Столыпина, однако предупреждению Любомирова в полиции не придают значения, поскольку Богров тоже агент охранки.

Террориста-одиночку Богрова, двадцатичетырёхлетнего молодого адвоката из богатой еврейской семьи, играет почти сорокалетний актёр Илья Дель, образ убийцы Столыпина подан как будто нарочно вне его реальной истории и хитроумных действий, благодаря которым Богрову удалось обмануть кураторов из охранки и проникнуть в театр, где был не только Столыпин, но и государь император. В сериале же Николая Александровича нет! Ни в киевском оперном театре, ни в одной из серий! Его вообще нет. Есть почему-то его мать, Мария Фёдоровна (поскольку Екатерина Волкова существенно моложе императрицы, многие приняли её за жену Николая II), но императора, сыгравшего огромную роль в жизни Столыпина, в сериале нет. Почему?

И почему всё-таки еврейский пассионарий стрелял не в царя, который отверг проект закона по уравнению в правах инородцев, в том числе об отмене черты оседлости, а в автора этого проекта Столыпина? И не был Богров таким мелким и вздорным субъектом, каким он изображён в сериале. Это убеждённый враг Российской империи, сумевший совершить в одиночку, может быть, главное политическое убийство в России ХХ века. Богров знал, на что шёл. Он убил единственного человека, который, как считают многие, мог уберечь империю от катастрофы.

Нет, главных вопросов в сериале не задаётся и ответов нет, есть глуповатый наглый пустозвон, который стреляет в Столыпина, а дальше мы опять почему-то вынуждены наблюдать за страданиями юного Любомирова.

Говорят, что сериал – экранизация некоего романа, но зачем взяли в работу именно этот роман, а сценарист Тимур Эзгубая и режиссёр Алексей Андрианов его экранизировали?

В заключение отмечу огромный труд большого количества людей, работавших на этом проекте, прекрасны гримы государственных деятелей: Ивана Агапова (Львов), Владимира Юматова (Гучков) и Андрея Урганта (фон Кауфман) я узнал только по голосам – так благородные бороды и бакенбарды преобразили голые актёрские лица. В заседаниях Государственной думы участвовала огромная депутатская массовка, и тут надо также отметить титанический труд костюмеров, одевших сотни сановников… Огромные деньги потрачены на съёмки, и всё это для того, чтобы в финале мы увидели в луже на мостовой якобы раскаявшегося Смердякова?


Тэги: Премьера Сериал
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS