Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 ноября 2025 г.
  4. № 47 (7011) (13.11.2025)
Литература

Кто за дверью?

26 ноября 2025

Анна Матвеева

 

Екатерина Соболь. Артефакторы. Уходя, закройте двери.

– М.: Эксмо, 2025. – 352 с. – 3000 экз.

     Дети сейчас читают мало, это правда. Подростки читают ещё меньше, хотя вот с этим утверждением можно и поспорить. Знаете ли вы, например, что совокупный тираж книг Лии Арден в России преодолел рубеж в 1 000 000 экземпляров? Или надо было вначале спросить, кто такая Лия Арден?..

Среди серьёзных писателей (и читателей) принято высокомерно отмахиваться от янг-эдалт литературы – дескать, пусть подрастающее поколение внимает лучше классикам или хотя бы серьёзным современникам, а все эти странные книги с иностранными псевдонимами на обложках ничему хорошему наших детей не научат. Я тоже до недавнего времени думала в схожем направлении, но вдруг судьба свела меня сначала с писательницей Екатериной Соболь, а затем и с её книгами. Выяснилось, что всё это время я упускала из виду гигантский пласт современной литературы, представляющий собой совершенно обособленный мир, где прекрасно обходятся без мнения старших (будто бы) товарищей.

Подростки всего мира устроены одинаково: если они и берутся за книгу, то хотят читать о себе и своих сверстниках. Им нужны уютный, хорошо обжитой (пусть и не всегда комфортный) мир, до деталей прописанная «вселенная», на чём, кстати говоря, помимо прочего, взлетел «Гарри Поттер». Они чувствительны к чистоте жанра и не прощают автору мельтешения между стилями: если киберпанк, то киберпанк, а если фэнтези, то фэнтези – не смешивать. Юным читателям необходимы ясное изложение, убедительные диалоги, юмор и саспенс. Да, следуя всем этим требованиям, довольно непросто создать выдающееся произведение, но что если… перед автором и не стоит такой задачи? Он всего лишь хочет развлечь пресловутых янг-эдалтов и сохранить те крупицы интереса к чтению, которые у них остались. И да, здесь приходится играть по заранее и жёстко установленным правилам, на что способен далеко не всякий «взрослый автор». А некоторым удаётся впихнуть в юные головушки здравые мысли, вложить в их сердца нравственность и даже, не поверите, увлечь поэзией или наукой.

Сказанное целиком и полностью относится к «Артефакторам» Екатерины Соболь (в отличие от коллег по цеху, всё той же Лии Арден и прочих, писательница публикуется не под звучным «западным именем») – второй книге «дверной серии», принёсшей автору новый виток известности. Её трилогия – это постмодернистское фэнтези, настоянное на «Волшебнике Изумрудного города», «Щелкунчике» и русской поэзии. Бродский, Пастернак, Ахматова – постоянные «спутники» главных персонажей книги, цитаты из их стихотворений вынесены в эпиграфы каждой главы, ну а привычка трюкача Антона читать стихи по любому поводу и вовсе служит одной из самых узнаваемых его примет.

«– Можно я пару строчек прочту? Это просто так в тему сейчас подходит, что я рехнусь, если не процитирую.

У меня отлегло от сердца.

– Умоляю, прочти. Не могу жить без твоих футуристов и вот этих всех остальных.

И он с дурацким шутливым пафосом прочёл. Мне было трудно сосредоточиться, потому что Антон сгорбился, как жираф, который пытается говорить с барсуком, и поставил подбородок мне на плечо.

А как мои шаги?

Вокруг домов и мимо?

И рядом снова нет

шагов моей любимой?

     Мы вместе смотрели на город, который поймал последний розовый отблеск заката, а потом солнце этого долгого дня скрылось за домами, оставив только апельсиновую полосу на горизонте. Даже бесконечные дни всегда подходят к концу.

Но город будто мне:

«Отчаиваться рано.

И у меня была

Здесь на асфальте рана».

     Антон читает Тане, главной героине «Артефакторов», ни много ни мало Семёна Кирсанова, и она, не любившая и не понимавшая прежде поэзии («Стихи я ещё в школе терпеть не могла: бессмысленная, приторная лабуда»), начинает благодаря ему открывать для себя этот удивительный мир. Слово «открывать» в случае Тани обретает новый смысл. У этой девушки, случайно попавшей в «зазеркальный» Петербург Антона, есть редкий дар закрывать волшебные двери, таинственным образом появляющиеся то здесь, то там. Никто не знает, откуда они берутся, но каждому известно, что рядом с загадочным образом открывшейся дверью обязательно найдётся волшебный «артефакт», дающий своему владельцу какую-то силу, – управлять чайками, например, или снегом, или вспоминать то, что нужно, или забыть то, о чём не нужно вспоминать… За артефактами в Петербурге идёт самая настоящая охота – коварный Клан мешает Страже соблюдать справедливость и передавать артефакты в порядке очереди тому, кому они действительно нужны. Глава Клана по имени Гудвин – великий и ужасный, или же он совсем не тот, за кого себя выдаёт?

Динамичный и захватывающий текст Екатерины Соболь тоже, вполне возможно, не тот, за что себя выдаёт, точнее, не тот, чем мы готовы априори его признать, наслушавшись про янг-эдалт. Здесь добро побеждает зло, а не пытается его оправдать, здесь действуют те же законы гуманизма и справедливости, к которым всегда обращается настоящая литература. И если хотя бы один подросток после прочтения этой книги вдруг обратит своё внимание на пылящиеся в родительской квартире томики стихов, значит, дело было сделано не зря. Не бойтесь, короче говоря, этих странных подростковых книг в ярких обложках. Возможно, именно благодаря им наши дети сохраняют хоть какой-то интерес к чтению. Ну а близость к жанру… Мой сын, будучи подростком, читал Дэна Брауна, который неожиданно потянул за собой Данте. Так тоже бывает.

И будет ещё много-много раз. Я, во всяком случае, хочу в это верить. 

Тэги: Книга месяца от Анны Матвеевой
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Стихи бывают разными…»

    29.10.2025
  • Не последняя парта

    25.09.2025
  • Только не кошки

    27.08.2025
  • Человек и невидимка

    30.07.2025
  • «Любовь моя обожаемая…»

    25.06.2025
  • Сказка-шкатулка

  • Фея эмиграции

  • Вот такое кино

  • Красный океан

  • Боль в утешение

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Телевидение Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS