Недавно в Пекине состоялась церемония открытия Года русского языка в Китае. О своём видении роли и места телевидения в процессе сближения народов России и Китая, а также о проблемах отечественного ТВ рассказывает председатель совета директоров телеканала «Китай», лауреат премии «Медиаменеджер России» Александр ЛЕБЕДЕВ.
ТЕЛЕМОСТ «МОСКВА–ПЕКИН»
– Пять лет назад вы создали первый государственно-патриотический телепроект в России – телеканал «Звезда», затем радиостанцию «Звезда-FM». А теперь… – телеканал «Китай», это патриотично?
– Суперпатриотично. Китай – одна из наиболее быстроразвивающихся держав мира, которая завоёвывает экономические высоты планетарного масштаба. Но давайте спросим людей: «Что мы знаем о Китае?» Очень мало. Если новости, то только о катаклизмах, если передачи, то в основном субъективный взгляд телепутешественника на «большую и неизведанную страну». При этом взаимный интерес россиян и китайцев к жизни, традициям и культуре друг друга растёт в геометрической прогрессии. За последние два года число вузов, которые ввели изучение китайского языка, увеличилось в четырнадцать раз.
– Но заполнить информационный вакуум в российско-китайских отношениях – это по большому счёту государственная задача, а телеканал «Китай» – частный проект.
– Да, проект развивается без государственного финансирования, инициатива его создания принадлежит людям, не занимающим должности в органах государственной власти, но при этом медиапроект «Китай» призван решать важнейшую государственную задачу – укрепление дружбы и взаимопонимания между Россией и Китаем. Думаю, сегодня уже ни у кого нет сомнений в том, что от правильно выстроенных отношений Москвы с Пекином во многом зависит стабильность на всей планете.
– А какая реакция на этот проект в Китае?
– Мы и сами не ожидали, что китайская сторона с таким интересом отнесётся к созданию в России первого страноведческого канала, а именно так позиционируется телеканал «Китай». Ещё до начала тестового вещания (телеканал запущен 8 февраля 2008 года) произошёл обмен письмами на уровне вице-премьеров наших стран, прошла презентация в Посольстве КНР в Москве, проект одобрили в ЦК КПК и Госсовете КНР, наша инициатива поддержана китайскими коллегами, политиками и бизнесменами.
– CCTV* объявило о запуске «Русского канала», который начнёт вещать на Россию уже в сентябре этого года.
– Действительно, к 60-летию установления дипломатических отношений между КНР и СССР (торжества пройдут 2 октября 2009 года) Китай подготовил России подарок – круглосуточный телеканал на русском языке. Думаю, что это будет достойный штрих к завершению Года русского языка в Китае.
– Следуя логике развития событий, в 2010 году, объявленном в соответствии с распоряжением президента России Годом китайского языка в России, должен появиться «Китайский канал», распространяющийся в Китае, рассказывающий жителям Поднебесной о России?
– Мне о таких инициативах ничего не известно, но соглашусь, что логика в этом есть. Решение о таких проектах – это прерогатива первых лиц государства, так как речь идёт об имидже России, а это уже точно не дело частных лиц. Тем не менее мы продвигаемся в этом направлении, но сугубо в рамках телеканала «Китай». Так, в конце прошлого года подписано Соглашение о сотрудничестве с Шаньдунским телевидением (аудитория – 800 млн. чел.). В рамках наших договорённостей мы имеем возможность обмениваться телепрограммами и еженедельно размещать в китайском телеэфире пятидесятидвухминутную программу о России. Согласитесь, это хорошее начало. Сейчас готовимся к подписанию аналогичных соглашений с CCTV, Шанхайской медиагруппой, рядом других региональных телестанций. Серьёзно работаем с рекламными компаниями. Хотим, чтобы телеканал «Китай» стал реальным средством коммуникации между Россией и Китаем.
– А не получится ли так, что «Китай» не сможет удовлетворить интерес российского телезрителя к китайской тематике из-за банальной нехватки денег на его развитие, ведь вам придётся конкурировать с государственной пропагандистской машиной компартии Китая, которая на эти цели, как известно, денег не жалеет?
– Да, задача перед нами стоит непростая. С одной стороны, «Русский канал» CCTV – это китайский пропагандистский проект, с другой, российский телеканал «Китай» – это наш взгляд на Китай, с учётом российской ментальности, с пониманием того, что хочет зритель. Я уверен, что конкурировать с CCTV бесполезно. Наша главная задача – это укрепление доверия между народами России и Китая, создание условий для развития сотрудничества в экономической сфере.
– А как российские конкуренты? Телеканал «Китай» предназначен для серьёзного зрителя, не боитесь, что при такой познавательной концепции можете не собрать зрителя? Ведь уйдут в «Дом-2» на ТНТ или «обледенеют» на Первом?
– Борьба за зрителя, к сожалению или к счастью, была, есть и будет. Вопрос лишь в том, какими способами она ведётся. Знаю точно, что у нас в эфире Микки Рурк жевать зубочистку и передавать «привет Евгении» не будет, не будет дешёвых сенсаций, скабрёзности, ненормативной лексики и шуток ниже пояса. Я уверен, что считать российского зрителя полным идиотом – большая ошибка.
– Но ведь считают! Чем ниже «проба», тем выше «рейтинг». Контрпрограммирование достигло «точки кипения», федеральные каналы практически не оставили зрителю выбора.
НА ТВ НУЖНА РЕВОЛЮЦИЯ
– Человек слаб, и именно поэтому эксплуатировать его низменные наклонности нельзя – это преступление. Но кто осудит тех деятелей, которые задают тон эфиру и эксплуатируют голубой экран исключительно в собственных интересах? Сдаётся мне, что сторонники рыночного программирования телепространства просто подвинулись рассудком. Президент России Дмитрий Медведев, выступая на госканале «Россия», вынужден бороться за аудиторию в условиях жёсткой телевизионной конкуренции, устроенной руководством Первого канала, запустившим в это время фильм «Пираты Карибского моря»… Я не призываю к однопартийно-унифицированному эфиру, но совесть иметь надо. Обидно, что в этой ситуации об интересах зрителя на самом деле никто не думает. На словах – да, а на деле – существуют очень глубоко спрятанные причинно-следственные связи между интересами основных рекламодателей и формированием контента федеральных каналов. Именно рекламодатель заказывает выгодный его аудитории телепродукт. В прайм-тайм рекламодателю нужна молодёжная аудитория, покупающая пиво, жевательную резинку, шоколадки – получите «шутки ниже плинтуса», нужна реклама моющих средств, подгузников и косметики – смотрите очередную серию любовной страсти с гламуром на десерт. Составлена огромная матрица, формирующая телепространство. Продюсерам, кочующим с канала на канал, остаётся только «заполнять клеточки», цвета расписаны не ими.
– Кто виноват – понятно, а что же делать?
– Для начала – прекратить лицемерие и искоренить практику двойных стандартов. Смешно, когда публицистическая программа о вреде пьянства прерывается рекламой пива. На заседании президиума Госсовета и Совета при президенте по взаимодействию с религиозными объединениями Дмитрий Медведев призывал «органы власти, гражданское общество и религиозные объединения обратить внимание на влияние, которое оказывают СМИ на подрастающее поколение». Глава государства не скрывает своей озабоченности тем, что духовная культура народа находится в угнетённом состоянии, что деятельность федеральных каналов вызывает у него большие вопросы и нарекания… И что? Не хватает власти навести порядок в информационно-идеологической сфере? Или одна мысль об идеологическом отделе ЦК КПСС вселяет ужас воспоминаний?
Пора от слов переходить к делу: разработать внятную государственную программу реформирования отрасли, серьёзно проанализировать расстановку кадров – в стране достаточно грамотных, патриотично настроенных руководителей, имеющих опыт работы в средствах массовой информации, необходимо лишь заложить правильные «параметры поиска» и чётко сформулировать задачи.
– И сколько понадобится времени на такую перестройку?
– При наличии политической воли совсем немного. Вспомните, как быстро заменили Березовского и Гусинского, как легко перестраивались журналистские коллективы, в одночасье осознавав, что «жили не так». Упаси господи, я не призываю к насилию! Я за мирный, но быстрый и революционный переход от идеологического самоугнетения к полноценной духовной свободе. Когда, кому и что смотреть, определяет не «рынок», а зритель. Это и есть формула подлинной свободы. А государство пусть зорко следит за соблюдением прав и свобод своих граждан.
– А что ответите тем, кто хочет иметь право на «клубничку»?
– Все «хотелки» должны находиться на закрытых каналах, благо что такая возможность сегодня есть. Развитие сегмента платного телевидения как «особого жанра искусства» позволит достаточно быстро сформировать рынок предоставления этих услуг платёжеспособным клиентам. Сейчас все эти эротико-гламурные и скабрёзно-похотливые телепрограммы производятся для открытого эфира за счёт усреднённого зрителя (он же добропорядочный налогоплательщик). «Почему я должен за всё это безобразие платить?» – так думают миллионы.
– Вы верите, что «полезная пища» может быть и вкусной?
– Просто надо уметь её вкусно готовить, знать рецепты телекухни и вкусы аудитории. Пройдите как-нибудь летом по старому Арбату, вы увидите повторяющуюся из года в год картину: парень рассказывает матерные анекдоты, вокруг него «колбасится» гогочущая толпа, а в ящичек для денег с интервалом в 30–40 секунд летят пятидесяти- и сторублёвые бумажки. А рядом, метрах в двадцати от новоявленного скомороха, усердно играет струнный квартет студентов консерватории, в скрипичном футляре – пять-шесть «бумажек» и мелочишка, рядом с десяток прохожих. Увы, с годами картина практически не меняется, разве что расстояние между «анекдотами» и «классикой» увеличивается. Чтобы собрать аудиторию на анекдоты, много ума иметь не надо. Гораздо сложнее разбить людей на группы «по интересам» и постараться, чтобы интересы эти как минимум не вредили государству. И это, если хотите, суперзадача власти. Телевидение сильно влияет на здоровье нации, поэтому оно должно быть интересным для зрителя и полезным для общества.
Беседу вёл