В XVI–XVII столетиях значительное пространство снаружи Белого города в оборонительных целях было не застроено и многие улицы Земляного города не доходили до внутренней крепостной стены. Когда же опасность вражеского вторжения уменьшилась, пространство стало активно застраиваться, стену снесли, а на её месте разбили Бульварное кольцо. Однако следы старинной планировки остались: как и прежде, улица Спиридоновка и Гранатный переулок не доходят до Тверского бульвара.
Упомянутый переулок (в советский период – улица Щусева) пролегает справа от Малой Никитской улицы, параллельно ей. Название своё он получил в XVII веке по располагавшемуся тут Гранатному двору – на этой подведомственной Пушкарскому приказу казённой мануфактуре изготовляли артиллерийские гранаты (начинённые порохом ядра). Здесь же были литейные «пушечные печи» и склады боеприпасов.
Писатель М.Н. Макаров во второй части своей книги «Русские предания» (1838) приводит любопытные детали о прошлом Гранатного переулка, связанном с Петром I:
«Кто знает Гранатный переулок; он у нас в Москве, теперь в Арбатской части… В этом переулке до 1793 года существовал полковой двор лейб-гвардии Преображенского полка. У ворот этого двора стояла будка, а в будке часовой – инвалид-гвардеец, полусолдат. Бывало, он сиживал тут беззаботно, иногда скорняжничая, а иногда починивая какую-нибудь обувь – так тут шла его последняя служба до смены на вечный караул – в небеса!.. Чудный был этот Преображенский полковой двор. Его тут установил Пётр Великий, и установил, как водилось за ним, недаром, не без цели. Царю-государю захотелось, чтоб его любимая потеха была поближе к дому матушки, поближе ко дворам всех его любезных. Да! Тут жили все Петровы: начиная от Нарышкиных до Скавронских, от математика Брюса до воина-вельможи Бутурлина, от сенатора Писарева до царедворца Толстого, но все их имена исчислять не нужно... Из Преображенского села ко двору матери, сюда в свой полковой двор Пётр приводил только своих воинов готовых, вышколенных Лефортом или Гордоном. Государь дивил этими воинами и друзей, и старых вельмож русских, за новое солдатское учение не совсем хорошо глядевших на юного Петра…»
В 1712 году Белокаменную постиг один из самых больших пожаров. Начался он на Сивцевом Вражке, а здесь, в переулке, «во 2 часу ночи разорвало пороховую казну, и в тот пожар во многих местах погорело и подохло, и от Гранатного двора побито людей многое число, а по смете 2700 человек и такого ж жестокого пожару нихто не помнит». Сильно пострадала от огня и Малая Никитская улица, сплошь застроенная тогда деревянными домами. После этого несчастья производство артиллерийских снарядов было переведено подальше от центра столицы, на высокий берег Москвы-реки, между Симоновым монастырём и Крутицким подворьем.
Территория же старого Гранатного двора надолго превратилась в пустырь, хотя от мануфактуры предположительно остались каменные приказные (административные) палаты № 3/5 по Спиридоновке.
Позднее переулок был застроен особняками и доходными домами, и на него выходят многие строения, парадной своей частью смотрящие на Малую Никитскую. Так, здесь находятся флигели и задний фасад главного дома бывшей усадьбы Долгоруковых – Бобринских.

Одним из примечательных здешних зданий является бывший доходный дом (№ 1, стр. 9), выстроенный в 1889 году зодчим М.Н. Никифоровым. Сведений об этом человеке сохранилось немного. Известно, что, окончив в 1861 году Московское дворцовое архитектурное училище со званием архитекторского помощника, Михаил Илларионович некоторое время служил участковым архитектором, а в 1876 м получил звание архитектора придворного ведомства. В Москве он имел обширную проектно-строительную практику. Авторству его принадлежит ряд гражданских (особняки, доходные дома, студенческое общежитие имени С.В. Лепёшкина Императорского Московского университета в Филипповском переулке, комплекс Носовского подворья в Старопанском переулке и другие) и церковных (храм Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле) сооружений. Для некоторых других зданий Никифоровым были разработаны проекты капитальной перестройки.
Доходный дом в Гранатном переулке представляет собою типичный образец эклектики, имитирующей в данном случае зодчество итальянского Возрождения. Фасад украшен рустовкой, окна второго и третьего этажей (тройные по бокам и одинарные посередине) обрамляют колонки-пилястры, а на втором этаже к этому элементу добавлены пышные сандрики с фронтонами, внутри которых помещены лепные гирлянды и картуши. Также под центральным окном виден небольшой треугольный фронтон, где сейчас укреплён флагшток. Ниже – проём главного входа, акцентированный ажурным металлическим навесом на тросах. Среди других украшений бросается взору выпуклый «древнегреческий» фриз под карнизом. И, наконец, кровлю венчает декоративная стенка-аттик с круглым отверстием-«глазом».
Интересным представляется левый боковой фасад, отступающий немного вглубь от центральной части, имеющий скруглённую форму и отделённый от проезжей части кованой решёткой.
В настоящий момент окружённое уютным садом здание находится в хозяйственном ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (ГлавУпДК) и используется для размещения в нём дипломатических представительств зарубежных государств.
По соседству, кстати, стоит ещё одно жилое сооружение (№ 1а), 1884 года постройки, считающееся плодом творчества архитектора С.С. Эйбушица. Однако оба дома похожи, как братья-близнецы, поэтому источники, возможно, ошибочно указывают разных авторов.
Здесь прошли детские и юношеские годы академика Андрея Дмитриевича Сахарова. В своих воспоминаниях учёный писал, что его семья жила в двух комнатах огромной коммунальной квартиры на втором этаже: «В большой комнате у нас располагались спальня и столовая, стояли школьные столики детей и огромный рояль, занимавший четверть комнаты».
Данная квартира служила Сахарову обиталищем двадцать лет – до начала Великой Отечественной войны.