«Внимание! Мотор! Стоп, снято!» Съёмки наконец-то закончены. Горы кассет отправляют на постпродакшн – монтаж и озвучивание. Первым делом отснятый материал попадает к режиссёру видеомонтажа. От него зависит колоссально много: надо выбрать лучшие кадры и планы, сложить из них историю, которая увлечёт зрителя, точно передаст эмоции персонажей. Замысел сценариста, режиссёрские мастерство и интуиция, актёрские таланты – всё там, на монтажном столе. В итоге должна сложиться цельная картина.
Известный советский кинорежиссёр и теоретик кино Лев Кулешов считал, что монтаж – это основа художественного мышления в кино. В 1917 году он определил принцип монтажа, которым руководствуются до сих пор: «Для того чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же как ребёнок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу». Именно в сопоставлении кадров Кулешов видел почти мистическую суть монтажа.
Наблюдая, как Тимур Онацкий, режиссёр видеомонтажа кинокомпании «Орёл», складывает по кадрикам одну из сцен будущего телефильма, возникает ощущение, что на твоих глазах создаётся другая реальность. Зрелище завораживает, стараешься не шевелиться, чтобы не спугнуть момент рождения. Однако сам Тимур настолько привык к этому процессу, что уже не находит в нём ничего особенного.
– Монтажёр – не волшебник, он работает с тем, что уже сняли. Можно, конечно, улучшить материал. Ведь на площадке иногда забывают что-то снять, и только на монтаже выясняется, что именно этих-то кадров не хватает. Тогда можно добавить кусочки из других сцен, если они стилистически так же сняты. Монтаж может многое, но не всё. Поэтому плохо, когда оператор заранее надеется, что на монтаже его огрехи будут исправлены. Например, кадры, снятые с потерей фокуса, не спасёт никто.
– Режиссёр командует вашей работой или творите в одиночестве?
– Бывает, что режиссёр сидит рядом и показывает пальцем, какие кадры использовать. Вот Александр Муратов так любит работать. Но на это уходит уйма времени. Мне было бы удобнее, чтобы режиссёр задавал общий смысл монтажа, уточнял, на чём делаем акцент. Опытный монтажёр быстрее разберётся в отснятом материале и возьмёт нужные планы, если ему понятна сверхзадача. К тому же монтажёр более беспристрастно подходит к отбору кадров, потому что он не привязан к тем ощущениям, которые режиссёр испытывал на площадке. Режиссёру как раз мешают его воспоминания от съёмочного процесса. Для монтажа нужен человек, свободный от этого.
Первый зритель фильма – это монтажёр. Кино он делает вначале для себя: главное, чтобы самому нравилось. Сам монтаж занимает не так много времени, гораздо больше уходит на подготовительную работу. Начинающим монтажёрам, как помощникам ремесленника, доверяют самое простое – разбор материала. Прежде кассеты со съёмкой оцифровываются. Файлы в компьютере раскладываются по сценам, внутри сцены – по дублям. Длительный, монотонный и скучный процесс, но без него не начнётся творчество. К каждому фильму прилагается письменное описание сцен – так называемая монтажная карточка, комментарии к съёмке, которые пишет помощник режиссёра. Это описание – путеводитель для монтажёра. Каждая сцена выстраивается в зависимости от её изначальной концепции – либо по разговору, либо по действию, смотря, что важнее. Монтаж одной 44-минутной серии – это от двух дней до недели почти безотрывной вдумчивой работы.
– Потом приходит режиссёр, смотрит, что я натворил, и делает поправки. Так из двух наших точек зрения в конце концов рождается кино. Для меня главное – чтобы в начале работы появилось ощущение фильма, – тогда всё идёт как по маслу. Сейчас я работаю над сериалом Виталия Павлова «Пуля для актрисы» – там будет создан собирательный образ актрисы Зои Фёдоровой. Я даже почитал про неё разные подробности в Интернете, чтобы лучше почувствовать героиню и её эпоху. Первые две серии входил в тему, в ритм, в музыку. Дальше стал двигаться увереннее. И вот сейчас режиссёр меня почти не поправляет.
Тимур пришёл в профессию неожиданно, никогда даже не думал, что будет работать в киноиндустрии. Хотя с 7-го класса снимал на кинокамеру, съёмка и монтаж были всего лишь хобби. Однажды друзья предложили заняться этим профессионально, обучили элементарным монтажным программам. Так с 2002 года он погрузился в стихию кино и пока не собирается с ней расставаться. Из всего разнообразия кино- и телепродукции Тимур больше всего любит работать с игровыми фильмами – ни ролики, ни реклама не приносят такого удовлетворения, как художественное кино. С новостными сюжетами он вообще не хочет иметь дело – считает его слишком нервным, эмоционально сложным.
– Я принадлежу к тому типу людей, которым нелегко будет вынести бешеный темп новостного телевидения. Это не моё. Я люблю, чтобы было время подумать, примерить, попробовать, переделать.
– Вы придерживаетесь классических принципов монтажа или сегодня о них мало вспоминают?
– Да, сегодня многое допускается из того, что раньше казалось невозможным. Главный принцип – чтобы смена картинок не резала глаз. Раньше с движения не монтировали на статику, с общего плана не переходили на крупный. Сейчас это запросто. Жёсткой школы монтажа, которая была в советском кинематографе, уже не существует.
– А как вы относитесь к тенденции снимать «на одной кнопке», когда происходит внутрикадровый монтаж уже во время съёмки?
– Так снимать – настоящее искусство, создающее сильный эффект присутствия у зрителя. Однако очень сложно сделать это качественно. Если актёр забыл текст, он начинает вспоминать, тянется время, теряется динамика. Перед съёмкой сцена репетируется много раз. «Прогоняются» не только реплики, но и движение камеры, которое должно совпадать с движением актёров. На больших серьёзных проектах имеет смысл пытаться так снимать, но на съёмках сериалов это неоправданно.
– Какова роль закадровой музыки в монтаже? Вы заранее знаете, что будет звучать в той или иной сцене?
– Есть фильмы, которые почти полностью монтируются под музыку – называется музыкальный монтаж. Это касается тех картин, где музыка очень важна, несёт определённый смысл, и без неё всё развалится. Но так, увы, бывает не часто. Музыка в кино, безусловно, важна, хотя всё-таки полнометражный фильм – не видеоклип. Для тех фильмов, которые я монтирую, нередко сам подбираю музыку, чувствую, где она необходима, в каких местах. Раскрою вам секрет – я монтирую под ту музыку, которая уже существует. Не могу монтировать вслепую, мне необходимо задать ритм и настроение монтажными средствами. Режиссёр говорит – монтируй под то, что тебе хочется. Например, одну сцену я сделал с мелодией из кинофильма «Искушение». Потом композитор получает задание – написать что-то в этом роде. И всё совпадает. Так что монтажёр должен быть, в общем-то, музыкальной личностью. Исподволь собирать всё, что где-то услышит, и откладывать в памяти, зная, что потом это может пригодиться.
– А какие ещё качества необходимы для хорошего монтажёра?
– Зрительная память, внимание – чтобы не повторять одни и те же планы. И терпение. Всё это делается небыстро. Кто в детстве любил собирать пазлы, у того, думаю, получится.